Акмуллинский диктант — ежегодная акция, организатором которой традиционно выступает Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы. Будет проводится с 11 по 14 декабря 2024 года, приурочен ко Дню Башкирского языка и посвящён Году семьи и 80-летию победы в Великой Отечественной войне. Проходит в тестовом режиме в онлайн формате. Это 30 вопросов, разделённых на три части, по 10 вопросов в каждой (жизнь и творчестве М. Акмуллы, а также его современников; ценности семейного воспитания в башкирском фольклоре; произведения искусства и художественной литературы, посвященных Великой Отечественной войне). Официальный сайт Акмуллинского диктанта: bashdict.ru.
Ещё больше образовательных акций для разного возраста вы найдёте в нашем Календаре диктантов на 2024 год.
Мы приняли участие в диктанте, это один из самых любимых и в тоже время нервных диктантов, так как на некоторые вопросы, даже зная правильные ответы, информацию практически найти нельзя, но в этом году повезло, набрали 100 баллов, а значит все ответы верные.
- Согласно ревизским сказкам XIX века, отец Мифтахетдина (будущего просветителя, известного под именем Акмуллы), был башкиром-вотчинником Кульильминской волости Белебеевского уезда и муллой, сыном первого указного муллы Туксанбаево и мухтасиба Оренбургского магометанского духовного собрания. Его имя было?
- Деревня Туксанбаево, где родился Акмулла, входила в одну из 12 волостей этого башкирского рода, проживающего в бассейне реки Дёма. Мифтахетдин Акмулла относится к башкирскому роду?
- По мнению Акмуллы единственной силой, способной привести к прогрессу, является?
- Современник Акмуллы, известный башкирский просветитель Ризаитдин Фахретдинов описал их встречу с Акмуллой в г.Уфа в 1894 г. в произведении под названием?
- Ризаитдин Фахретдинов, вспоминая встречу с Акмуллой в 1894 г. в г. Уфе, писал, что поэт разговаривал на языке?
- В деревне Шарипово (ныне Учалинский район Башкортостана) Акмулла познакомился с молодым имамом, который только вернулся закончив обучение в Троицке. Акмулла подружился с ним и остановился у него на одиннадцать дней. Этот молодой имам был?
- Этот известный башкирский языковед обнаружил текст стихотворения Мифтахетдина Акмуллы «Башҡорттарым, уҡыу кәрәк, уҡыу кәрәк!» когда был участником экспедиции лингвистов-фольклористов, организованной Академией наук СССР во главе с выдающимся тюркологом Н.К. Дмитриевым?
- В 1981 году в связи с юбилеем поэта Башкирским книжным издательством выпущен на башкирском языке однотомник произведений Акмуллы. В эту книгу, которая является наиболее полным по сравнению с предыдущими сборниками, вошло более трех тысяч строк. Основная причина, объясняющая почему дошедшее до нас творческое наследие Мифтахетдина Акмуллы не очень велико по объему, заключается в том, что?
- В 2024 году 2 июня исполнилось 110 лет со дня рождения известного башкирского учёного, который в своих монографиях, а также в своей докторской диссертации одним из первых описал биографию Акмуллы?
- В 2024 году отметил свой 80-летний юбилей башкирский литературовед, один из первых лауреатов премии имени М.Акмуллы (1990 г.), автор книги «Акмулла – певец света»?
- Башкиры хорошо знали свою родословную до седьмого колена, вели шежере – генеалогию рода, куда вписывали не только имена родственников, но и некоторые исторические события. К примеру, шежере племени Юрматы представляет не столько родо-племенную генеалогию, сколько настоящую летопись. При заключении брака шежере играли важную роль, потому что башкиры стремились исключать кровнородственные браки вплоть до?
- Новость о рождении ребенка у башкир всегда считалась благостной и радостной вестью. Узнав о таком событии, взрослые обязательно произносят эту фразу-благопожелание, которая отражает семейные ценности этноса?
- В башкирской народной сказке «Ленивый сын» ребенок работящей и трудолюбивой женщины настолько обленился, что не желал даже дойти до своей тарелки с кашей, прося ее принести ему в руки. Он был выгнан из дома и деревни, и смог вернуться только тогда, когда?
- В башкирском языке много пословиц, посвященных детям и радости материнства и отцовства: «Ребенок для родителей золотой столб (Бала – ата-инәгә алтын бағана)»; «У кого нет детей, тот не пробовал меда (Бала күрмәгән – балдан ауыҙ итмәгән)»; «У девушки в душе – ребенок в колыбельной, а у мужчины – конь (Ҡыҙ күңелендә — балалы бишек, ир күңелендә — эйәрле ат)». Эти пословицы свидетельствуют о том, что?
- В башкирском фольклоре существует немало молодежных игр, где юноши и девушки могут знакомиться и активно общаться между собой, завязывая дружеские отношения. Это такие игры как «Белый тополь, синий тополь» («Аҡ тирәк, күк тирәк»), в русском языке ее называют «Цепи кованые» или «Кондалы». Нужно также назвать игры «Считать звезды» («Йондоҙ һанау»), «Хороший ли у тебя сосед?» («Күршең татыумы?»), «Колечко» («Йөҙөк һалыш») и др. В научной литературе такие игры называют?
- В традиционной башкирской культуре к выбору потенциальной невесты подходили очень ответственно, обращая внимание не только на родословную, родственные связи, внешний вид и пр. При выборе невесты обращали внимание на многие детали, порой и не совсем очевидные, например, такие?
- Трудовой обряд помочи (аш, өмә на баш. яз.), связанный с хозяйственной и общественной жизнью башкир, имел широкое распространение среди близких родственников и соседей. Например, с наступлением холодов и установлением снежного покрова начинается забой скота, птицы, заготовка мяса на зиму, в летнее время так сообща заготавливали сено, дрова — для этой работы приглашались соседи, родственники, и совместно перемещались из дома в дом, с надела на надел. Помочи (аш, өмә) продолжались до тех пор, пока не завершалась работа для всех ее участников, т.е. для каждой семьи. Можно утверждать, что тем самым, в башкирском обществе не только поддерживались, но и культивировались?
- У башкирского народа ценность семьи стоит на первом месте. Разводы были редким явлением, а нравственные отношения высоко ценились в обществе и получили отражение в крылатых выражениях. Выберите из приведенных ниже пословиц ту, в которой осуждаются разводы?
- В традиционной системе питания башкир в значительной степени сохранились следы половозрастного деления башкирского общества, определявшего общественную роль человека в зависимости от возрастной ступени и половой принадлежности. Вступление человека на определённые этапы жизненного пути сопровождалось различными празднествами с угощением. В цикле трапез, посвящённых основным этапам жизненного цикла человека, первой является?
- В памятнике башкирской словесности эпосе «Урал батыр» главный герой перед своей смертью обращается к народу: «Старших умейте почитать; их советом не пренебрегайте; но тех, кто младше, не забывайте – вам растить их и поднимать». Что этими словами завещает Урал батыр своим потомкам?
- Фильм режиссера Александра Галибина «Сестренка» снят по мотивам произведения башкирского писателя. Действие фильма происходит в период Великой Отечественной войны (конец 1944 – май 1945 годов). Красноармеец из Башкирской АССР в разрушенной немцами украинской деревне рядом с убитыми родными находит выжившую девочку Оксану. Он отправляет её в башкирскую деревню к своим жене и сыну, которые становятся для девочки новой семьёй. Это произведение и его автор?
- Шли полки башкир в атаки, Провожал седой Урал. Впереди – на аргамаке Шаймуратов-генерал. Башҡорттар китте һуғышҡа, Оҙатып ҡалды күк Урал; Ат уйнатып, алда бара Шайморатов генерал. Эти строки из популярной башкирской песни, посвященной генералу Шаймуратову, авторами которой являются?
- В первые же месяцы Великой Отечественной войны многие башкирские писатели ушли на фронт. В это трудное героическое время они стремились «приравнять к штыку перо». Своим творчеством они вдохновляли соотечественников на ратные подвиги, разжигали в сердцах читателей беспредельную ненависть к фашистским захватчикам. Все они пришли в литературу в конце 1920-х – начале 1930-х годов, и их первые книги были изданы на латинской графике. Для десятков талантливых писателей, поэтов и драматургов, что пали смертью храбрых на поле битвы, эти книги остались первыми и последними. Вечная память героям! Но многие писатели и поэты вернулись с Победой, продолжая творить, и благодаря этому мы имеем богатое послевоенное литературное наследие?
- 21 февраля 1941 года вышел на экраны фильм «Салават Юлаев» по мотивам одноименного романа Степана Злобина. Исполнителем главной роли был Арслан Мубаряков. В годы Великой Отечественной войны фильм показывали во всех кинотеатрах Советского Союза. Он вдохновлял народ на подвиги, укреплял дружбу многонационального народа СССР. Режиссером знаменитого фильма является?
- Премьера этого балета состоялась во время Великой Отечественной войны в 1944 в Башкирском государственном театре оперы и балета (либретто Ф.А.Гаскарова, балетмейстер Н.А.Анисимова, дирижёр Х.В.Фазлуллин, сценограф Г.Ш.Имашева). В главных партиях: З.А.Насретдинова (Зайтунгуль), Х.Г.Сафиуллин (Юмагул), Гаскаров (Арсланбай), Н.Д.Юлтыева (Вожак журавлей). В основе сюжета – легенда о любви юноши и девушки, которым помогают преодолеть жестокость и зло мира соплеменники и родная природа в образе журавлей. Основным выразительными средством спектакля является органическое сочетание классического и башкирского народного танца, обогащённое элементами пантомимы, обрядов и игр народных. Написанный в 1941 году первый башкирский балет Л.Б.Степанова и З.Г.Исмагилова в трех актах по мотивам одноименной башкирской народной легенды носит название?
- В истории башкирской литературы есть случаи, когда башкирский народный писатель пишет на русском языке, а его произведения переводятся на башкирский язык. Так, народный писатель Амир Аминев перевел на башкирский язык произведения уроженца Учалинского района, участника Великой Отечественной войны, выпускника Литературного института имени М. Горького — писателя, главная тема большинства произведений которого – человек на войне. Его произведения отказывались публиковать, ссылаясь на негероическое восприятие войны писателем, предельно обнаженный показ войны – со всей неуютностью окопного быта, беспощадной жестокостью атак, с кровью, гибелью людей. Его имя?
- Будущий Народный писатель Республики Башкортостан, родившийся в с.Новоянбеково Давлекановского района, желая быстрее попасть на фронт в 14 лет взял в сельсовете справку, что ему 16, и уехал в Москву. На станции Щёлково Московской области он прибился к солдатам, которые забрали с собой. Стал «сыном полка», участвовал в боях в составе 3-й Гвардейской воздушно-десантной бригады. С конца 1943 г. и до конца войны он воевал в составе 103-й гвардейской стрелковой дивизии 3-го Украинского фронта. В 1961 г. окончил филологический факультет МГУ. В 1967 г. окончил аспирантуру ИМЛИ имени М. Горького. Защитил диссертацию, посвящённую творчеству М. Карима. Работал в редакциях журнала «Агидель». В Уфе, «Литературной газеты» в Москве: в 1967-1992 гг. был редактором отдела литературы народов СССР, членом редколлегии, одновременно – секретарём правления Союза писателей РСФСР. В 1990-е годы преподавал в Литературном институте в Москве, вёл башкирскую группу студентов. Многие его произведения посвящены теме Великой Отечественной войне. Автором повестей «Байга», «Хромая Волчица», «Сполохи», «Мост», «Эшелон» является?
- Вот он сам – сидит не тужит, У костра портянки сушит Храбрый сын Урал-батыра Знаменитый Ульмесбай. Он сидит среди бойцов — Старожилов и юнцов, Греется, пошучивает, Редкий ус покручивает. А в сторонке под рябиной, Крепко связан, рыжий, длинный, Фриц лежит, как заяц бьётся, А в глазах – и страх, и злость. – Не брыкайся, не елозь! Как подвешу на портянке, Посреди лесной полянки, Успокоишься небось! Смех шрапнелью раскатился: – Где ты «зайцем» разживился? – Ну, рассказывай давай! Часто эту поэму «Ульмясбай» сравнивают с поэмой русского поэта А. Т. Твардовского «Василий Тёркин». Автором ее является народный поэт Башкортостана, участник Великой Отечественной войны?
- Памятник архитектора Георгия Лебедева и скульпторов Льва Кербель и Николая Любимова в Парке Победы Уфы установлен в честь двух Героев Советского Союза – выходцев из Башкортостана. Они в разное время и на разных фронтах совершили один и тот же подвиг, закрыв своим телом вражескую амбразуру. Их имена?
- На Советской площади г. Уфы установлен памятник Герою Российской Федерации генерал-майору Минигали Шаймуратову. Постамент памятника с трёх сторон украшают тематические рельефы, которые наполнены историческими деталями. Справа расположен рельеф «Душа башкирского народа и его история в эпосе и легендах», слева – «Боевой дух 112-й Башкирской кавалерийской дивизии». Автором этого памятника является?
Согласно ревизским сказкам XIX века, отец Мифтахетдина (будущего просветителя, известного под именем Акмуллы), был башкиром-вотчинником Кульильминской волости Белебеевского уезда и муллой, сыном первого указного муллы Туксанбаево и мухтасиба Оренбургского магометанского духовного собрания. Его имя было?
Гильмитдин
Камалетдин
Шарафетдин
Сиражетдин
Кулответ: Камалетдин
Деревня Туксанбаево, где родился Акмулла, входила в одну из 12 волостей этого башкирского рода, проживающего в бассейне реки Дёма. Мифтахетдин Акмулла относится к башкирскому роду?
мин
юрматы
гайна
усерган
Кулответ: мин
По мнению Акмуллы единственной силой, способной привести к прогрессу, является?
соблюдение традиций
материальные блага
просвещение
дружба между людьми
Кулответ: просвещение
Современник Акмуллы, известный башкирский просветитель Ризаитдин Фахретдинов описал их встречу с Акмуллой в г.Уфа в 1894 г. в произведении под названием?
Аҫар
Жәүәмиғәл кәлим шәрхе
Сәлимә
Тәрбиәле ана
Кулответ: Аҫар
Ризаитдин Фахретдинов, вспоминая встречу с Акмуллой в 1894 г. в г. Уфе, писал, что поэт разговаривал на языке?
челябинских башкир
бурзянских и усерганских башкир
северо-западных башкир
казахов
Кулответ: бурзянских и усерганских башкир
В деревне Шарипово (ныне Учалинский район Башкортостана) Акмулла познакомился с молодым имамом, который только вернулся закончив обучение в Троицке. Акмулла подружился с ним и остановился у него на одиннадцать дней. Этот молодой имам был?
Хайрулла Усманов
Мухаметсалим Уметбаев
Зайнулла Расулев
Ризаитдин Фахретдинов
Кулответ: Зайнулла Расулев
Этот известный башкирский языковед обнаружил текст стихотворения Мифтахетдина Акмуллы «Башҡорттарым, уҡыу кәрәк, уҡыу кәрәк!» когда был участником экспедиции лингвистов-фольклористов, организованной Академией наук СССР во главе с выдающимся тюркологом Н.К. Дмитриевым?
Галей Саитбатталов
Джалиль Киекбаев
Ахнеф Юлдашев
Закир Шакиров
Кулответ: Закир Шакиров
В 1981 году в связи с юбилеем поэта Башкирским книжным издательством выпущен на башкирском языке однотомник произведений Акмуллы. В эту книгу, которая является наиболее полным по сравнению с предыдущими сборниками, вошло более трех тысяч строк. Основная причина, объясняющая почему дошедшее до нас творческое наследие Мифтахетдина Акмуллы не очень велико по объему, заключается в том, что?
Акмулла большинство своих произведений хранил в памяти, ибо он, как правило, создавал их, прежде всего, для устного исполнения
почти все его работы были уничтожены недругами в Миассе
большинство его стихов оказались утраченными в Троицке во время пожара
Акмулла писал под разными псевдонимами, и его авторство установить уже невозможно
Кулответ: Акмулла большинство своих произведений хранил в памяти, ибо он, как правило, создавал их, прежде всего, для устного исполнения
В 2024 году 2 июня исполнилось 110 лет со дня рождения известного башкирского учёного, который в своих монографиях, а также в своей докторской диссертации одним из первых описал биографию Акмуллы?
Мирас Идельбаев
Ахнаф Харисов
Газим Шафиков
Ахмет Сулейманов
Кулответ: Ахнаф Харисов
В 2024 году отметил свой 80-летний юбилей башкирский литературовед, один из первых лауреатов премии имени М.Акмуллы (1990 г.), автор книги «Акмулла – певец света»?
Рашит Шакур
Кадим Аралбай
Ахат Вильданов
Ахмет Сулейманов
Кулответ: Ахат Вильданов
Башкиры хорошо знали свою родословную до седьмого колена, вели шежере – генеалогию рода, куда вписывали не только имена родственников, но и некоторые исторические события. К примеру, шежере племени Юрматы представляет не столько родо-племенную генеалогию, сколько настоящую летопись. При заключении брака шежере играли важную роль, потому что башкиры стремились исключать кровнородственные браки вплоть до?
четвертого колена
пятого колена
шестого колена
седьмого колена
Кулответ: седьмого колена
Новость о рождении ребенка у башкир всегда считалась благостной и радостной вестью. Узнав о таком событии, взрослые обязательно произносят эту фразу-благопожелание, которая отражает семейные ценности этноса?
Пусть растет счастливым и здоровым (Бәхәтле булһын, һау-сәләмәт булып үҫһен)
Пусть растет с отцом-матерью (Аталы-инәле булһын)
Пусть растет высоким и сильным (Көслө булһын, буйға бейек булып уҫһен)
Пусть растет богатым и красивым (Бай булһын, матур булып уҫһен)
Кулответ: Пусть растет с отцом-матерью (Аталы-инәле булһын)
В башкирской народной сказке «Ленивый сын» ребенок работящей и трудолюбивой женщины настолько обленился, что не желал даже дойти до своей тарелки с кашей, прося ее принести ему в руки. Он был выгнан из дома и деревни, и смог вернуться только тогда, когда?
много пролил слез, выпрашивая себе на пропитание и проживание
много ходил по свету, износил одежду и исхудал от недоедания
много пота пролил, зарабатывая себе на пропитание, многим ремеслам обучился и пришел домой с подарками
много учился, познакомился с различными науками и ремеслами
Кулответ: много пота пролил, зарабатывая себе на пропитание, многим ремеслам обучился и пришел домой с подарками
В башкирском языке много пословиц, посвященных детям и радости материнства и отцовства: «Ребенок для родителей золотой столб (Бала – ата-инәгә алтын бағана)»; «У кого нет детей, тот не пробовал меда (Бала күрмәгән – балдан ауыҙ итмәгән)»; «У девушки в душе – ребенок в колыбельной, а у мужчины – конь (Ҡыҙ күңелендә — балалы бишек, ир күңелендә — эйәрле ат)». Эти пословицы свидетельствуют о том, что?
Дети являются главным богатством и достоянием семьи
Семья без детей не считается полной
В семье должен быть ребенок
В семье главным человеком является ребенок, и ему разрешается все
Кулответ: Дети являются главным богатством и достоянием семьи
В башкирском фольклоре существует немало молодежных игр, где юноши и девушки могут знакомиться и активно общаться между собой, завязывая дружеские отношения. Это такие игры как «Белый тополь, синий тополь» («Аҡ тирәк, күк тирәк»), в русском языке ее называют «Цепи кованые» или «Кондалы». Нужно также назвать игры «Считать звезды» («Йондоҙ һанау»), «Хороший ли у тебя сосед?» («Күршең татыумы?»), «Колечко» («Йөҙөк һалыш») и др. В научной литературе такие игры называют?
Игры, посвященные выбору спутника жизни
Игры, ориентированные на выбор подруги
Игры, демонстрирующие право на выбор жениха
Игры, демонстрирующие право на выбор невесты
Кулответ: Игры, посвященные выбору спутника жизни
В традиционной башкирской культуре к выбору потенциальной невесты подходили очень ответственно, обращая внимание не только на родословную, родственные связи, внешний вид и пр. При выборе невесты обращали внимание на многие детали, порой и не совсем очевидные, например, такие?
как девушка умеет петь и танцевать, поскольку, если она умеет петь и танцевать, то она сможет скрашивать досуг в своей семье
как девушка умеет шить и вышивать, поскольку, если она обладает этими навыками, то будущая семья может экономить на покупке одежды
как девушка одета и причесана, поскольку, если она одета со вкусом, то и в доме у нее будет красота и порядок
как девушка кушает за общим столом, поскольку, если она кушает быстро и аккуратно, то и работа в ее руках будет спориться
Кулответ: как девушка кушает за общим столом, поскольку, если она кушает быстро и аккуратно, то и работа в ее руках будет спориться
Трудовой обряд помочи (аш, өмә на баш. яз.), связанный с хозяйственной и общественной жизнью башкир, имел широкое распространение среди близких родственников и соседей. Например, с наступлением холодов и установлением снежного покрова начинается забой скота, птицы, заготовка мяса на зиму, в летнее время так сообща заготавливали сено, дрова — для этой работы приглашались соседи, родственники, и совместно перемещались из дома в дом, с надела на надел. Помочи (аш, өмә) продолжались до тех пор, пока не завершалась работа для всех ее участников, т.е. для каждой семьи. Можно утверждать, что тем самым, в башкирском обществе не только поддерживались, но и культивировались?
Духовные ценности
Чувство товарищества
Чувство ответственности
Семейные ценности
Кулответ: Семейные ценности
У башкирского народа ценность семьи стоит на первом месте. Разводы были редким явлением, а нравственные отношения высоко ценились в обществе и получили отражение в крылатых выражениях. Выберите из приведенных ниже пословиц ту, в которой осуждаются разводы?
В небе не бывает двух лун, в одном сердце две любви не уместишь (Бер күктә ике Ай булмай, бер йөрәктә ике мөхәббәт булмай)
Девушка в доме мужа, как камень, пусть застынет (Ҡыҙ бала төшкән ерендә таш булып батһын)
В единстве – благополучие (Берҙәмлектә – бәрәкәт)
Два сапога – пара (Ике һыңар – бер кейем)
Кулответ: Девушка в доме мужа, как камень, пусть застынет (Ҡыҙ бала төшкән ерендә таш булып батһын)
В традиционной системе питания башкир в значительной степени сохранились следы половозрастного деления башкирского общества, определявшего общественную роль человека в зависимости от возрастной ступени и половой принадлежности. Вступление человека на определённые этапы жизненного пути сопровождалось различными празднествами с угощением. В цикле трапез, посвящённых основным этапам жизненного цикла человека, первой является?
исем туйы (праздник имени)
бәпәй туйы (праздник в честь ребёнка)
бәпәй сәйе (чай в честь ребёнка)
бишек туйы (по поводу укладывания ребёнка в колыбель)
Кулответ: бәпәй сәйе (чай в честь ребёнка)
В памятнике башкирской словесности эпосе «Урал батыр» главный герой перед своей смертью обращается к народу: «Старших умейте почитать; их советом не пренебрегайте; но тех, кто младше, не забывайте – вам растить их и поднимать». Что этими словами завещает Урал батыр своим потомкам?
Урал-батыр призывает своих потомков думать о будущем своего ближнего окружения
Урал-батыр говорит об ответственности каждого члена общества– старшего и младшего –за будущее не только своей семьи, но и за будущее своего народа
Урал батыр утверждает, что передача знаний и опыта – главное условие связи поколений и общества
Урал-батыр завещает своим потомкам развивать гуманистические идеи, в которых добро побеждает зло
Кулответ: Урал-батыр говорит об ответственности каждого члена общества– старшего и младшего –за будущее не только своей семьи, но и за будущее своего народа
Фильм режиссера Александра Галибина «Сестренка» снят по мотивам произведения башкирского писателя. Действие фильма происходит в период Великой Отечественной войны (конец 1944 – май 1945 годов). Красноармеец из Башкирской АССР в разрушенной немцами украинской деревне рядом с убитыми родными находит выжившую девочку Оксану. Он отправляет её в башкирскую деревню к своим жене и сыну, которые становятся для девочки новой семьёй. Это произведение и его автор?
СОЛДАТЫ БЕЗ ПОГОН, Хаким Гиляжев
РАДОСТЬ НАШЕГО ДОМА, Мустай Карим
ГОДЫ ВОЗМУЖАНИЯ, Ахнаф Байрамов
ИДУ ПО МЛЕЧНОМУ ПУТИ, Ибрагим Абдуллин
Кулответ: РАДОСТЬ НАШЕГО ДОМА, Мустай Карим
Шли полки башкир в атаки, Провожал седой Урал. Впереди – на аргамаке Шаймуратов-генерал. Башҡорттар китте һуғышҡа, Оҙатып ҡалды күк Урал; Ат уйнатып, алда бара Шайморатов генерал. Эти строки из популярной башкирской песни, посвященной генералу Шаймуратову, авторами которой являются?
слова Мустая Карима, музыка Хусаина Ахметова
слова Кадира Даяна, музыка Загира Исмагилова
слова Назара Наджми, музыка Наримана Сабитова
слова Баязита Бикбая, музыка Абрара Габдрахманова
Кулответ: слова Кадира Даяна, музыка Загира Исмагилова
В первые же месяцы Великой Отечественной войны многие башкирские писатели ушли на фронт. В это трудное героическое время они стремились «приравнять к штыку перо». Своим творчеством они вдохновляли соотечественников на ратные подвиги, разжигали в сердцах читателей беспредельную ненависть к фашистским захватчикам. Все они пришли в литературу в конце 1920-х – начале 1930-х годов, и их первые книги были изданы на латинской графике. Для десятков талантливых писателей, поэтов и драматургов, что пали смертью храбрых на поле битвы, эти книги остались первыми и последними. Вечная память героям! Но многие писатели и поэты вернулись с Победой, продолжая творить, и благодаря этому мы имеем богатое послевоенное литературное наследие?
Али Карная
Гайсы Юсупова
Мазгара Абдуллина
Ханифа Карима
Кулответ: Ханифа Карима
21 февраля 1941 года вышел на экраны фильм «Салават Юлаев» по мотивам одноименного романа Степана Злобина. Исполнителем главной роли был Арслан Мубаряков. В годы Великой Отечественной войны фильм показывали во всех кинотеатрах Советского Союза. Он вдохновлял народ на подвиги, укреплял дружбу многонационального народа СССР. Режиссером знаменитого фильма является?
Григорий Александров
Яков Протазанов
Александр Роу
Леонид Гайдай
Кулответ: Яков Протазанов
Премьера этого балета состоялась во время Великой Отечественной войны в 1944 в Башкирском государственном театре оперы и балета (либретто Ф.А.Гаскарова, балетмейстер Н.А.Анисимова, дирижёр Х.В.Фазлуллин, сценограф Г.Ш.Имашева). В главных партиях: З.А.Насретдинова (Зайтунгуль), Х.Г.Сафиуллин (Юмагул), Гаскаров (Арсланбай), Н.Д.Юлтыева (Вожак журавлей). В основе сюжета – легенда о любви юноши и девушки, которым помогают преодолеть жестокость и зло мира соплеменники и родная природа в образе журавлей. Основным выразительными средством спектакля является органическое сочетание классического и башкирского народного танца, обогащённое элементами пантомимы, обрядов и игр народных. Написанный в 1941 году первый башкирский балет Л.Б.Степанова и З.Г.Исмагилова в трех актах по мотивам одноименной башкирской народной легенды носит название?
Лебединое озеро
Журавлиная песнь
Горный орел
Гюльназира
Кулответ: Журавлиная песнь
В истории башкирской литературы есть случаи, когда башкирский народный писатель пишет на русском языке, а его произведения переводятся на башкирский язык. Так, народный писатель Амир Аминев перевел на башкирский язык произведения уроженца Учалинского района, участника Великой Отечественной войны, выпускника Литературного института имени М. Горького — писателя, главная тема большинства произведений которого – человек на войне. Его произведения отказывались публиковать, ссылаясь на негероическое восприятие войны писателем, предельно обнаженный показ войны – со всей неуютностью окопного быта, беспощадной жестокостью атак, с кровью, гибелью людей. Его имя?
Ахияр Хакимов
Ибрагим Абдуллин
Талха Гиниятуллин
Ибрагим Гиззатуллин
Кулответ: Талха Гиниятуллин
Будущий Народный писатель Республики Башкортостан, родившийся в с.Новоянбеково Давлекановского района, желая быстрее попасть на фронт в 14 лет взял в сельсовете справку, что ему 16, и уехал в Москву. На станции Щёлково Московской области он прибился к солдатам, которые забрали с собой. Стал «сыном полка», участвовал в боях в составе 3-й Гвардейской воздушно-десантной бригады. С конца 1943 г. и до конца войны он воевал в составе 103-й гвардейской стрелковой дивизии 3-го Украинского фронта. В 1961 г. окончил филологический факультет МГУ. В 1967 г. окончил аспирантуру ИМЛИ имени М. Горького. Защитил диссертацию, посвящённую творчеству М. Карима. Работал в редакциях журнала «Агидель». В Уфе, «Литературной газеты» в Москве: в 1967-1992 гг. был редактором отдела литературы народов СССР, членом редколлегии, одновременно – секретарём правления Союза писателей РСФСР. В 1990-е годы преподавал в Литературном институте в Москве, вёл башкирскую группу студентов. Многие его произведения посвящены теме Великой Отечественной войне. Автором повестей «Байга», «Хромая Волчица», «Сполохи», «Мост», «Эшелон» является?
Нажиб Асанбаев
Ахияр Хакимов
Талха Гиниятуллин
Флорид Буляков
Кулответ: Ахияр Хакимов
Вот он сам – сидит не тужит, У костра портянки сушит Храбрый сын Урал-батыра Знаменитый Ульмесбай. Он сидит среди бойцов — Старожилов и юнцов, Греется, пошучивает, Редкий ус покручивает. А в сторонке под рябиной, Крепко связан, рыжий, длинный, Фриц лежит, как заяц бьётся, А в глазах – и страх, и злость. – Не брыкайся, не елозь! Как подвешу на портянке, Посреди лесной полянки, Успокоишься небось! Смех шрапнелью раскатился: – Где ты «зайцем» разживился? – Ну, рассказывай давай! Часто эту поэму «Ульмясбай» сравнивают с поэмой русского поэта А. Т. Твардовского «Василий Тёркин». Автором ее является народный поэт Башкортостана, участник Великой Отечественной войны?
Рашит Нигмати
Ханиф Карим
Назар Наджми
Мустай Карим
Кулответ: Мустай Карим
Памятник архитектора Георгия Лебедева и скульпторов Льва Кербель и Николая Любимова в Парке Победы Уфы установлен в честь двух Героев Советского Союза – выходцев из Башкортостана. Они в разное время и на разных фронтах совершили один и тот же подвиг, закрыв своим телом вражескую амбразуру. Их имена?
Александр Матросов, Миннигали Губайдуллин
Николай Голубков, Гафиатулла Арасланов
Шариф Сулейманов, Бакир Давлятов
Никита Степанов, Алексей Рутчин
Кулответ: Александр Матросов, Миннигали Губайдуллин
На Советской площади г. Уфы установлен памятник Герою Российской Федерации генерал-майору Минигали Шаймуратову. Постамент памятника с трёх сторон украшают тематические рельефы, которые наполнены историческими деталями. Справа расположен рельеф «Душа башкирского народа и его история в эпосе и легендах», слева – «Боевой дух 112-й Башкирской кавалерийской дивизии». Автором этого памятника является?
Владимир Дворник
Андрей Ковальчук
Ханиф Хабибрахманов
Салават Щербаков
Кулответ: Салават Щербаков
Ууууууф