Олимпиада: Искусство обучения и воспитания — 2024

С 11 марта по 7 апреля 2024 года Российское научное общество «Future Technologies: Science and innovations» проводит Международную олимпиаду по педагогике и психологии «Искусство обучения и воспитания — 2024» на официальном сайте ftscience.ru.

Искусство обучения и воспитания - 2024

Содержание
  1. Предложить оптимальный вариант решения, учитывая возрастные и индивидуальные особенности воспитанников
  2. Опишите характер дальнейшей беседы
  3. Выберите подходящий вариант Ваших действий
  4. Какой алгоритм работы возможен дальше?
  5. Выберите возможные пути решения проблемы
  6. Как можно разрешить данную ситуацию
  7. Процесс становления человека как социального существа под воздействием совокупности факторов: объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних — называется формированием …
  8. Деятельность учителя по передаче информации, организации учебно-познавательной деятельности учащихся, оказанию помощи при затруднении в процессе учения, стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся, оценке учебных достижений учащихся называется …
  9. Группа ранее непосредственно незнакомых детей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве и в одно время …
  10. Одна из отличительных особенностей современной системы образования – переход от государственного управления образованием к …
  11. Психологический метод исследования, рассматривающий отдельные механизмы поведения в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов, называется …
  12. Установите соответствие между понятиями и определениями
  13. Психический процесс, сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте, имеющем личностную или ситуативную значимость, при одновременном отвлечении от других, называется …
  14. Организация речи и соответствующего ей речевого поведения учителя, которые влияют на создание эмоционально-психологической атмосферы общения педагогов и учеников, на характер взаимоотношений между ними, на стиль их работы, называется …

Предложить оптимальный вариант решения, учитывая возрастные и индивидуальные особенности воспитанников

Ситуация: Вы являетесь воспитателем младшей группы детского сада. В зимний период во время прогулки на свежем воздухе Вы решили организовать для детей увлекательную деятельность по лепке снежных фигур. Некоторые воспитанники с энтузиазмом присоединились к Вам, чтобы совместными усилиями создать большую снежную скульптуру, в то время как другие дети предпочли проявить самостоятельность и индивидуальность, вылепив свои собственные снежные изваяния.

Одна из воспитанниц, Оля, во время этого творческого процесса стремилась любыми способами привлечь к себе внимание остальных детей. Она постоянно хвасталась своим снеговиком, восклицая: «Посмотрите, мой снеговик самый красивый!», «Видите, какие у него замечательные глаза и пуговки?», «Я сделала его гораздо лучше, чем все вы вместе взятые!» и тому подобное.

После завершения лепки снежных фигур большинство детей переключились на другие зимние забавы, такие как игра в снежки или догонялки. Однако Оля продолжала усердно трудиться над своим снеговиком, стараясь привлечь к нему всеобщее внимание, а также настаивала на том, чтобы забрать свое снежное творение с собой в группу.

Ваша задача – предложить оптимальный вариант решения, учитывая возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

  • Снеговик Оли — это стандартная снежная фигура, в которой нет ничего уникального. Даже если бы он был небольшим, Вы бы его не поставили в группу. Следует переключить внимание Оли на другую деятельность.
  • Следует похвалить Олю за ее труд и усердие. После чего объяснить ей, что снеговик растает в помещении, а этого не хотелось бы допустить. Впоследствии с детьми провести опыт со снегом и водой.
  • Вы положительно реагируете на креатив Ольги. И просите ее подумать о последствиях такого решения — отнести снеговика в группу. «Что произойдет со снежной фигурой в теплом помещении?». К данному вопросу вы привлекаете и остальных детей группы.

Опишите характер дальнейшей беседы

Вы проводите наблюдение за атмосферными явлениями с группой детей в возрасте 5-6 лет. В процессе вашего объяснения о различных типах облаков — перистых, кучево-дождевых, кучевых и слоистых, Петя задает вопрос: «Почему облака не падают с неба, как дождь, и сколько они весят?» Начиная с этого момента, общение принимает новый оборот. Опишите характер дальнейшей беседы.

  • Чтобы ответить на вопрос Пети, вы просите помощи у всей группы. Вместе вы заглядываете в энциклопедии, справочную литературу и другие источники информации. Возможно данный вопрос побудит группу провести эксперимент.
  • Вопрос Пети не является проблемным. Вы ответите, что облака легче воздуха, поэтому и не падают на землю.
  • Вопрос достаточно интересный и сложный. Вы не можете сразу ответить на него. Однако, говорите, что вернетесь к этому вопросу позже, чтобы представить верный ответ на вопрос Пети.

Выберите подходящий вариант Ваших действий

Ваши воспитанники день за днем приносят в группу различные игрушки, в том числе и пластмассовые пистолеты, ружья и т.д. Это приводит к проявлению агрессии в группе в процессе игровой деятельности. Вы проводите беседу с родителями и просите их не давать своим детям такие игрушки в детский сад. Родители Вас поддержали, однако ситуация не изменилась, и дети продолжили приносить с собой эти вещи. Что Вы предпримете?
Выберите подходящий вариант Ваших действий.

  • Проявите жесткую позицию. Проведете повторный разговор с родителями.
  • Кроме общения с родителями, Вы проведете активный диалог с детьми. Педагогу важно понять, чем тот или иной предмет привлек ребенка.
  • Следует просить детей убирать подобные игрушки в личный шкаф до прихода родителей.

Какой алгоритм работы возможен дальше?

Воспитатель детского дома обратилась за помощью к педагогу-психологу, сообщив о проблеме в ее группе, состоящей из восьми девочек-подростков в возрасте 14-16 лет. Она заметила, что одна из воспитанниц, Аня, 16 лет, исключена из общения со сверстницами. Девочки игнорируют Аню, не взаимодействуют с ней ни в школе, ни во время прогулок, не отвечают на ее вопросы и не обращают на нее внимание во время занятий. Они избегают любого физического контакта и агрессивно реагируют, если она прикасается к их вещам.
Воспитатель пыталась выяснить причину этого поведения, однако никто из девочек не хотел говорить об этом. В конечном итоге одна из девочек заявила, что они избегают Аню, потому что считают ее зараженной (заразной), и не хотят заразиться, так как она, якобы, болеет ВИЧ. Воспитатель попыталась объяснить, что Маша не может быть больной, иначе медики не допустили бы ее в группу, но ее слова не были услышаны, и ситуация только ухудшалась.

Какой алгоритм работы возможен дальше?

  • Игнорировать проблему и надеяться, что она решится сама собой со временем.
  • Попросить Аню изменить свое поведение, чтобы вызвать более позитивную реакцию со стороны сверстниц.
  • Собрать группу (7 девочек без Ани) и открыто сообщить, что у Ани никакой болезни нет. Провести беседу с лидером (или с лидерами) группы, чтобы они общались с Аней, следили за ней, оказывали бы ей помощь, поддержку. Показать, что Аня уважаема и почитаема воспитателями и учителями, чтобы воспитанницы также с уважением к ней относились.

Выберите возможные пути решения проблемы

В стенах образовательного учреждения сложилась тревожная ситуация, вызывающая серьезную озабоченность педагогического коллектива. Учителя регулярно замечают группу учащихся 8 «В» класса, которые нарушают установленные правила и предаются вредной привычке курения на территории школьного двора. Классный руководитель исчерпал все возможные методы воздействия, многократно проводя разъяснительные беседы, однако подростки остаются безучастными к данным увещеваниям.

Родители вовлеченных учеников, вместо конструктивного сотрудничества, возлагают всю ответственность на образовательное учреждение, обвиняя педагогов в недосмотре и упуская из виду собственную роль в воспитании детей. Несмотря на неоднократные вызовы провинившихся учеников к директору школы, положительной динамики не наблюдается.

Выберите возможные пути решения проблемы (возможно несколько вариантов).

  • Введение жестких мер дисциплины и наказаний в отношении учеников, уличенных в курении или употреблении наркотиков
  • Сотрудничество с правоохранительными органами для предотвращения употребления наркотиков на территории школы. Это может включать проведение информационных брифингов о последствиях употребления наркотиков и совместные действия по обеспечению безопасности в школьной среде
  • Введение штрафов за курение учениками
  • Введение образовательных программ и мероприятий о вреде курения и наркотиков для учеников (классные часы, конференции, игры, спектакли и т.д.)
  • Отправка учеников, подозреваемых в употреблении табака и наркотиков, немедленно в полицию

Как можно разрешить данную ситуацию

В студенческую группу был переведен студент из другого университета. Группа славится своими высокими показателями по успеваемости и дисциплине, однако встречает нового студента с некоторой настороженностью. Ситуация усложняется тем, что в аудитории 24 студента, которые уже распределились по парам. Педагог, не учтя этого, предложил «новенькому» отдельный стол на заднем ряду, что пространственно отделило его от остальных. Группа не проявляет открытой враждебности к «новенькому», но ведет себя так, будто его не существует.

Как можно разрешить данную ситуацию?

  • Педагог должен активно вмешиваться в ситуацию, обеспечивая позитивное взаимодействие между студентами. Важно рассмотреть причины настороженности группы к новому студенту и помочь им преодолеть это чувство.
  • Педагогу следует игнорировать проблему, давая студентам возможность самостоятельно разрешить конфликт. Это поможет им научиться справляться с подобными ситуациями в будущем.
  • Педагог должен сфокусироваться на включении нового студента в коллектив, организуя совместные мероприятия или проекты, которые способствуют объединению группы и сближению студентов.
  • Педагогу следует предложить новому студенту самостоятельно выбрать свое место в аудитории, чтобы избежать ощущения его изоляции. Это поможет создать атмосферу взаимопонимания и интеграции в группу.

Процесс становления человека как социального существа под воздействием совокупности факторов: объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних — называется формированием …

индивида
воображения
личности
мышления

Деятельность учителя по передаче информации, организации учебно-познавательной деятельности учащихся, оказанию помощи при затруднении в процессе учения, стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся, оценке учебных достижений учащихся называется …

преподаванием
воспитанием
учением
экспериментом

Группа ранее непосредственно незнакомых детей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве и в одно время …

команда
группа-конгломерат
кросс-группа
первичный коллектив

Одна из отличительных особенностей современной системы образования – переход от государственного управления образованием к …

общественному
самоуправлению
государственно-общественному
муниципальному

Психологический метод исследования, рассматривающий отдельные механизмы поведения в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов, называется …

лонгитюдным
организационным
сравнительным
генетическим

Установите соответствие между понятиями и определениями

учебное творчество
педагогическое творчество
творчество

  • индивидуально-своеобразный процесс теоретической и практической педагогической деятельности, направленной на поиск и осуществление новых, оригинальных решений педагогических задач, способствующих повышению эффективности и качества профессиональной подготовки обучающихся
  • разновидность учебной деятельности обучающихся, в основе которой лежит использование новых способов и средств, приводящих к значимым результатам в профессиональной подготовке
  • вид деятельности, направленной на разрешение противоречия(й) или решение задач, результат которой обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью

Психический процесс, сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте, имеющем личностную или ситуативную значимость, при одновременном отвлечении от других, называется …

вниманием
ощущением
восприятием
памятью

Организация речи и соответствующего ей речевого поведения учителя, которые влияют на создание эмоционально-психологической атмосферы общения педагогов и учеников, на характер взаимоотношений между ними, на стиль их работы, называется …

культурой речи учителя
культурой педагогического общения
риторикой учителя
коммуникативным поведением учителя

Happy
Happy
0
Sad
Sad
0
Excited
Excited
0
Sleepy
Sleepy
0
Angry
Angry
0
Surprise
Surprise
0
Оцените статью
Добавить комментарий