Ответы на Большой этнографический диктант 2021 Самарская область

В Самарской области сформирована уникальная сеть различных особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Ее основу составляют ООПТ федерального значения: Жигулевский государственный природный заповедник им. И.И. Спрыгина (23,157 тысячи гектаров), Национальный парк «Самарская Лука» (127,186 тысячи гектаров), Национальный парк «Бузулукский бор» (51,288 тысячи гектаров); а также ООПТ регионального значения и другие ООПТ. Система особо охраняемых природных территорий регионального значения в Самарской области в настоящее время представлена одной, самой многочисленной категорией ООПТ — памятниками природы регионального значения… Официальный сайт Самарской области. Кулответ.ру приглашает всех на диктант, это будет увлекательно. Самарцы могут стать участниками просветительской акции «Большой этнографический диктант-2021» по Самарской области, который будет проходить с 3 по 7 ноября.

Большой этнографический диктант Самарская область

Вопросы с ответами Большой этнографический диктант по Самарской области

Чтобы ответить на вопросы Диктанта необходимо с 00:01 3 ноября по 23:59 7 ноября, надо зайти на официальный сайт акции БЭД и после прохождения небольшой регистрации с обязательным указанием страны и региона, выбрать правильные варианты ответов, классный ответ поможет вам с выбором, но мы не гарантируем, что всё будет верно, так что не стоит торопиться, давайте обсуждать ответы в комментариях. Всего 30 вопросов, 20 из них для всех одинаковы, а 10 имеют отношение к региону, они так и называются, региональная часть Диктанта.

Вопрос №21

Российское казачество – исторически сложившаяся на основе взаимодействия русского народа и других народов России социокультурная общность, сформированная в ходе многовекового служения казаков Российскому государству и обществу. История Самарской губернии неразрывно связана с казачеством. Первые упоминания о волжских казаках в летописях датируются 1560 годом. Названия каких селений и мест (топонимы) Самарской области свидетельствуют о выдающихся казаках?

Несколько вариантов:

а. Петра Дубрава, Теплый Стан, Кошки
б. Ермаково, Барбошина Поляна, Кольцово
в. Четыровка, Маза, Шигоны
г. Мулловка, Камышла, Байтуган

Среднее Поволжье явилось районом формирования большого субэтноса – волжского вольного казачества. В Самарском крае старинные села Ермаково и Кольцово носят имена покорителя Сибири Ермака Тимофеевича и его сподвижника Ивана Кольцо. С именем казачьего атамана Богдана Барбоши связана Барбошина Поляна. Источники: 1\. Кабытов П.С. «Историк в прошлом и настоящем: историографические очерки, исследования и публицистика». Самара, 2016. 2\. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021 – 2030 годы» от 09.08.2020 № 505. 3\. Волжское войсковое казачье общество

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Ермаково, Барбошина Поляна, Кольцово

Вопрос №22

Улицы Самарская и Галактионовская в г. Самаре на городских планах конца 18 – первой половины 19 века были указаны под другими названиями. Как назывались эти улицы?

Несколько вариантов:

а. Мечетная и Татарская
б. Мусульманская и Казанская
в. Соборная и Магометанская
г. Булгарская и Тюркская

Расселение татар в Самарском Заволжье началось в 16 в. В конце 18 в. на юге Самары сформировалась мусульманская татарская слобода – «обывательские строения… выстроенные по плану приезжих купцов из татар». На городских планах конца 18 – первой половины 19 в. были указаны улицы Мечетная и Татарская (ныне – Самарская и Галактионовская). Источники: 1\. Татары Самарского края: историко-этнографические и социально-экономические очерки. Самара, 2017. 2\. Е.А.Ягафова, Е.В.Бажина «Самарские татары: особенности этнической идентификации и практик межэтнического взаимодействия в условиях многонационального мегаполиса». Вестник археологии, антропологии и этнографии, 2020.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Мечетная и Татарская

Вопрос №23

Азербайджанцы на территории Самарской области появились до Великой Отечественной Войны, с началом освоения нефтяных месторождений в нашем регионе. Особенностью быта азербайджанцев является наличие этого настенного и напольного изделия в жилище. Из него изготавливали также мешки, мягкие сундуки, переметные сумки. В Азербайджане известно семь школ (направлений) этого декоративно-прикладного искусства. О каком направлении декоративно-прикладного искусства идет речь?

Несколько вариантов:

а. Валянье шерсти
б. Вязание
в. Вышивка, золотное шитьё
г. Ковроткачество

Азербайджанские ворсовые и безворсовые ковры изготавливаются из чистой шерсти, иногда с добавлением хлопка в нити основы, и отличаются высокой плотностью, а также использованием красителей природного происхождения. Еще одной отличительной чертой практически каждого ковра является символика его орнаментального рисунка. Источники: Этносы Самарского края. Историко-этнографические очерки. Самара, 2003.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Ковроткачество

Вопрос №24

Для традиционной одежды какого народа Самарского края не характерно украшение женского головного убора монетами, бусинами или бисером?

Несколько вариантов:

а. Чуваши
б. Башкиры
в. Немцы
г. Мордва

Женский головной убор самарских чувашей – хушпу имеет шлемообразную форму и сочетает в декоре серебряные монеты различного достоинства и кораллы. Старинным женским головным убором мордовского народа является чепец – сорока, его налобник декорировался позументом, рядами блесток, бисера. Головной убор башкирских женщин – кашмау представлял собой чепец из коралловой сетки с серебряными монетами. Женским головным убором поволжских немцев являлся платок и чепец. Источник: Этносы Самарского края. Историко-этнографические очерки. Самара, 2003.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Немцы

Вопрос №25

Формирование русского населения Самарского края происходило в 16-19 вв. из других мест. Одновременно с заселением края формировались центры разнообразных народных промыслов: портняжный, пуховязальный, гончарный и другие. Какой элемент традиционной одежды у русских производился практически в каждом селе, а в приволжских селениях (с. Екатериновка Безенчукского района) – специально на продажу?

Несколько вариантов:

а. Пошив шуб и полушубков (скорняжное дело)
б. Изготовление кокошника
в. Изготовление бус и бисерных воротников
г. Плетение лаптей из лыка

Согласно дореволюционным статистическим сведениям в русских селениях Самарской губернии повсеместно были распространены производство льняной пряжи и ткани, портняжный промысел, изготовление изделий из лыка и коры. Существовала и некоторая специализация по уездам. Лапти производились практически в каждом селе, а в приволжских селениях — специально на продажу (село Екатериновка Безенчукского района). Источник: Этносы Самарского края. Историко-этнографические очерки. Самара, 2003.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Плетение лаптей из лыка

Вопрос №26

Первые евреи появились в Самаре в середине 19 века, к началу 20 века здесь сформировалась одна из крупнейших общин России. Праздники евреев помогают сохранить обычаи и память о важнейших событиях национальной истории. Что общего между праздниками Суккот (праздник Восхождения), Песах (Пасха), Ханука (Праздник света, огней)?

Несколько вариантов:

а. Все вышеперечисленное
б. Праздники строго привязаны к временам года
в. Празднование длится в течение 8 дней
г. Их празднование предписано еврейским законом – Торой (священная книга евреев)

Соблюдение праздников у евреев предписано законом – Торой. Праздники строго привязаны к временам года. Календарные числа праздников на светском календаре меняются из года в год из-за несоответствия солнечного и лунного календаря (иудейское летоисчисление основано на лунном календаре). Источник: Сегаль Ц.Н., Сейненский А.Е. «Евреи Самары. Страницы истории», 2011.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Все вышеперечисленное

Вопрос №27

В 2021 году в г. Самаре был открыт уникальный этнокультурный комплекс «Парк дружбы народов» из 20 национальных подворий, отражающих культуру народов, проживающих в регионе. Парк был создан по инициативе региональной общественной организации «Союз народов Самарской области». В каком подворье установлена родовая башня?

Несколько вариантов:

а. В узбекском подворье
б. В армянском подворье
в. В немецком подворье
г. В осетинском подворье

Парк дружбы народов создан в целях сохранения историко-культурного наследия народов Российской Федерации, укрепления межнационального согласия. Председателем Союза народов Самарской области является Хугаев Ростислав Ерастович. Парк функционирует во взаимодействии с национальными общественными объединениями Самарской области.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): В осетинском подворье

Вопрос №28

В Самарской области издревле проживают представители разных народов. Здесь родился один из основоположников башкирского языкознания, соавтор первого учебника башкирского языка на латинице, орфографического словаря и учебника башкирского языка для вузов. По инициативе Самарской общественной организации «Курултай (конгресс) башкир» на родине ученого в Большеглушицком районе ему устанавливается памятник. Укажите этого языковеда.

Несколько вариантов:

а. Габбас Давлетшин
б. Салават Юлаев
в. Мустай Карим
г. Рудольф Нуреев

Парк дружбы народов создан в целях сохранения историко-культурного наследия народов Российской Федерации, укрепления межнационального согласия. Председателем Союза народов Самарской области является Хугаев Ростислав Ерастович. Парк функционирует во взаимодействии с национальными общественными объединениями Самарской области.

Современный башкирский литературный язык начал формироваться в 1920-1930-е годы на базе двух ведущих диалектов – куваканского и юрматынского. Габбас Ягафарович Давлетшин (1892-1937) не только стоял у истоков создания современного башкирского языкознания, но и участвовал в утверждении ведущего диалекта башкирского языка. Источник : Ю.В. Ергин «Один из основоположников современного башкирского языкознания (к 120-летию Г.Я. Давлетшина) // Вестник башкирского университета, 2012

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Габбас Давлетшин

Вопрос №29

Заслуженный архитектор России, почетный гражданин г. Самары, профессор Самарского государственного архитектурно-строительного университета. Был главным разработчиком Генерального плана г. Самары, а по его проектам было построено большинство достопримечательностей города, включая Церковь Святого креста (Армянская апостольская церковь), Дворец Бракосочетания «Теремок», архитектурный ансамбль площади Славы и другие. В 2019 году в память о нем на фасаде дома № 45 Волжского проспекта установлена мемориальная доска. Укажите этого архитектора.

Несколько вариантов:

а. Александр Щербачев
б. Михаил Квятковский
в. Зельман Клейнерман
г. Ваган Каркарьян

Ваган Гайкович Каркарьян родился 22 августа 1934 в Баку. В 1958 году приехал работать в г. Куйбышев. С 1995 года был профессором кафедры в Самарском государственном архитектурно-строительном университете. Автор книг «По улицам старой Самары», «Старая Самара: история, дома и люди». Источники: Этносы Самарского края. Историко-этнографические очерки. Самара, 2003.

В среду, 9 января, на фасаде дома на Волжском проспекте, 45 открыли мемориальную доску в честь заслуженного архитектора России, художника, краеведа, почетного гражданина Самары Вагана Каркарьяна. 18:30 09.01.2019 Волжская коммуна — Самара.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Ваган Каркарьян

Вопрос №30

Традиционным жилищем этого народа Самарского Поволжья является деревянный дом (кудо). С его постройкой связаны различные поверья и обряды. При выборе материала для строительства нового дома запрещалось рубить деревья священных рощ. Лучшим временем для закладки первых венцов фундамента считалось новолуние при ясной погоде. При заселении дома необходимо было перенести угли из старого очага и пригласить хранительницу дома Юртаву, Кудаву. О каком финно-угорском народе идет речь?

Несколько вариантов:

а. Мордва (мокша и эрзя)
б. Калмыки
в. Чуваши
г. Карелы

Мордва является самым крупным финно-угорским народом Самарской области. Мордва говорит на двух близкородственных языках – мокшанском и эрзянском. Строительство нового дома у мордвы сопровождалось соблюдением различных запретов и поверий, проведением обрядов. Источник: Этносы Самарского края. Историко-этнографические очерки. Самара, 2003.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Мордва (мокша и эрзя)

Все вопросы и ответы по регионам в Большом этнографическом диктанте за 2021 год смотрите на страничках нашего сайта, посвящённой этой Международной просветительской акции.

Happy
Happy
4
Sad
Sad
0
Excited
Excited
7
Sleepy
Sleepy
0
Angry
Angry
1
Surprise
Surprise
0
Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Татьяна

    Вопрос 29. Ответ: а). Современный башкирский литературный язык начал формироваться в 1920-1930-е годы на базе двух ведущих диалектов – куваканского и юрматынского. Габбас Ягафарович Давлетшин (1892-1937) не только стоял у истоков создания современного башкирского языкознания, но и участвовал в утверждении ведущего диалекта башкирского языка. Источник : Ю.В. Ергин «Один из основоположников современного башкирского языкознания (к 120-летию Г.Я. Давлетшина) // Вестник башкирского университета, 2012

    Ответить