Государственный герб Республики Коми представляет собой исполненное по мотивам пермского звериного стиля изображение золотой хищной птицы, обращенной прямо, помещенной на красном геральдическом щите; на груди птицы – лик женщины в обрамлении шести лосиных голов (без рогов), по три с каждой стороны; все фигуры золотые. Официальный сайт Республики Коми. Кулответ.ру приглашает всех на диктант, это будет увлекательно. Коми могут стать участниками просветительской акции «Большой этнографический диктант-2021» по Республике Коми, который будет проходить с 3 по 7 ноября.
Вопросы с ответами Большой этнографический диктант по Республике Коми
Чтобы ответить на вопросы Диктанта необходимо с 00:01 3 ноября по 23:59 7 ноября, надо зайти на официальный сайт акции БЭД и после прохождения небольшой регистрации с обязательным указанием страны и региона, выбрать правильные варианты ответов, классный ответ поможет вам с выбором, но мы не гарантируем, что всё будет верно, так что не стоит торопиться, давайте обсуждать ответы в комментариях. Всего 30 вопросов, 20 из них для всех одинаковы, а 10 имеют отношение к региону, они так и называются, региональная часть Диктанта.
Вопрос №21
Представители какой этнической группы жили на Верхней Печоре вплоть до 19 века, а затем оставили эту территорию?
Несколько вариантов:
а. Ненцы
б. Удмурты
в. Манси
г. Татары
Историческая справка: К концу XIX века, когда коми заселили Илыч и отчасти Подчерем и Щугор, а русские обосновались в верховьях Печоры, манси окончательно отошли за Урал, но ежегодно пасли своих оленей в Уральских- горах, а осенью возвращались к своим постоянным поселениям в бас. Северной Сосьвы. Лашук Л.П. Очерк этнической истории Печорского края. Опыт историко-этнографического исследования. Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 1958. С. 169. Источник: Доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник сектора этнографии Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской Академии Наук Шабаев Юрий Петрович.
Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Манси
Вопрос №22
Как в коми мифологии воспринималась легендарная ЧУДЬ?
Несколько вариантов:
а. Как первопоселенцы Коми Земли
б. Как нечистая сила
в. Как божества
г. Как предки коми
В прошлом коми считали, что чудь – это их предки, не принявшие христианскую веру и из-за этого похоронившие себя в чудских ямах. Лимеров П.Ф. Чудь мифическая, чудь легендарная// Атлас Республики Коми. М.: ДИК, 2001. С. 200. Источник: Доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник сектора этнографии Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской Академии Наук Шабаев Юрий Петрович.
Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Как предки коми
Вопрос №23
Кто такие колвинцы?
Несколько вариантов:
а. Этническая группа смешанного типа, возникшая благодаря культурным контактам между ижемцами и европейскими ненцами
б. Ненцы
в. Переселенцы из Прибалтики
г. Группа мансийского населения
Колвинцы – этноконтактная межэтническая группа, образовавшаяся в результате частичной ассимиляции ижемскими коми оседлого населения р. Колва. Заимствовали у ижемцев большинство атрибутов материальной культуры, тип хозяйства, в качестве родного признают коми язык Конаков Н.Д., Котов О.В. Этноареальные группы коми: Формирование и современное этнокультурное состояние. Москва : Наука, 1991. С. 98. Источник: Доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник сектора этнографии Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской Академии Наук Шабаев Юрий Петрович.
Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Этническая группа смешанного типа, возникшая благодаря культурным контактам между ижемцами и европейскими ненцами
Вопрос №24
Плоды какого растения, появившегося в Коми крае во второй половине XVIII в., местное население называло «немецкие яблоки»?
Несколько вариантов:
а. Свекла
б. Томаты
в. Картофель
г. Репа
Историческая правка: В 1766 г. по селениям Коми края впервые были разосланы клубни картофеля … Местное население отнеслось с большим подозрением к этому новшеству, возмущаясь, что народу велят кормиться немецкими «яблоками». Жеребцов И., Мельникова Н. Популярная история Республики Коми. Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2016. С. 54. Источник: Доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник сектора этнографии Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской Академии Наук Шабаев Юрий Петрович.
Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Картофель
Вопрос №25
Первой «столицей» Коми Земли считается село Усть-Вымь, представители какой этнической группы преобладали здесь вплоть до 18 столетия?
Несколько вариантов:
а. Манси
б. Коми
в. Русские
г. Татары
До перевода епископской кафедры в Вологду в середине XVI в. Усть-Вымь был главным религиозным и политическим центром края. Поэтому он притягивал к себе население, и в нем, несомненно, оседало немало русских. Вплоть до XVIII в. усть-вымское население было в основном русским, и там господствовал русский язык. Жеребцов Л.Н. Расселение коми в XV-XIX веках. Сыктывкар, Коми кн. изд-.во, 1972. 64 с. Источник: Доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник сектора этнографии Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской Академии Наук Шабаев Юрий Петрович.
Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Русские
Вопрос №26
Когда начала формироваться этноконфессиональная группа устьцилёмов?
Несколько вариантов:
а. 18
б. 16
в. 17
г. 19
Этноконфессиональная группа русских устьцилёмов, проживающая в сельских поселениях нижнего течения реки Печоры и её притоков Нерицы, Пижмы и Цильмы, формировалась на протяжении трех столетий (XVI – XIX вв.). В 1542 г. Ивашка Дмитриев Ластка прибыл на север в сопровождении нескольких семей и основал Усть-Цилемскую слободку. Дронова Т.И. Устьцилёмы// Историко-культурное достояние Республики Коми. Научно-популярные очерки. Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2021. С.92. Источник: Доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник сектора этнографии Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской Академии Наук Шабаев Юрий Петрович.
Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): 16
Вопрос №27
Какие традиции прикладного художественного промысла в Коми получили известность в последнее время благодаря художнику Кандинскому?
Несколько вариантов:
а. Удорская роспись
б. Удорское вязание
в. Мезенская роспись
г. Верхневычегодская роспись
В поездке в зырянскую глубинку молодой Кандинский увидел предметы крестьянского быта, расписанные в необычном стиле. Искусствоведы считают, что ключевые элементы этих росписей нашли отражение в его картинах. Первые упоминания о росписи по дереву с Верхней Вычегды как раз и приводятся в полевых дневниках Кандинского. Позже за ней закрепилось название «Верхневычегодская роспись». Сегодня традиции этого народного искусства продолжают мастера и студенты учебных заведений региона. Источник: Доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник сектора этнографии Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской Академии Наук Шабаев Юрий Петрович.
Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Верхневычегодская роспись
Вопрос №28
Какие традиции земледелия появились в Коми, благодаря заимствованиям у спецпереселенцев?
Несколько вариантов:
а. Выращивание овощей в закрытом грунте (парниках)
б. Садоводство
в. Свиноводство
г. Овцеводство
По постановлению Коми Обкома ВКП(б) и Президиума Коми Облисполкома от 27 августа 1935 г. предполагалось также «всемерное развитие парникового хозяйства», в целях обеспечения спецпоселков семенами огородных культур непосредственно на местах. По воспоминаниям бывших спецпереселенцев, в 1940-е гг. совхоз Новый Бор стал крупнейшим хозяйством в республике. В парниках и теплицах выращивали помидоры. Игнатова Н.М. Спецпереселенцы в Республике Коми в 1930 — 1950-е гг. Сыктывкар: Российская академия наук (Уральское отделение); Коми научный центр Институт языка, литературы и истории, 2009.С. 122, 127. Источник: Доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник сектора этнографии Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской Академии Наук Шабаев Юрий Петрович.
Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Выращивание овощей в закрытом грунте (парниках)
Вопрос №29
Сколько этнографических групп коми-зырян выделяют этнографы?
Несколько вариантов:
а. 6
б. 4
в. 8
г. 5
В 1960-е гг. Л.П. Лашук и Л.Н. Жеребцов выделили этнографические группы коми-зырян: верхневычегодскую, вымскую, нижневычегодскую, прилузскую, сысольскую, удорскую, ижемскую, верхнепечорскую (печорскую). Ильина И.В. Этнографические группы коми-зырян// Атлас Республики Коми. М.: ДИК, 2001. С. 122. Источник: Доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник сектора этнографии Института языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской Академии Наук Шабаев Юрий Петрович.
Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): 8
Вопрос №30
Какая из групп коми народа расселена от Кольского полуострова до низовья Оби?
Несколько вариантов:
а. Печорцы
б. Ижемцы
в. Удорцы
г. Верхневычегодцы
В XIX в. началось массовое переселение ижемцев на Нижнюю Обь и Кольский полуостров, что было вызвано недостатком оленьих пастбищ. Шабаев Ю.П. Ижемцы// Народы Севера России: обычаи, традиции, культура: справочник / под ред. А.П. Садохина и Ю.П. Шабаева. М.: КНОРУС, 2017.С. 386.
Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Ижемцы
Все вопросы и ответы по регионам в Большом этнографическом диктанте за 2021 год смотрите на страничках нашего сайта, посвящённой этой Международной просветительской акции.