Ответы на Большой этнографический диктант 2021 Республика Чувашия

Первые люди на территории современной Чувашии появились около 80 тыс. лет назад, в межледниковый период. Археологами вдоль рек Чувашии открыты стоянки мезолита и неолита. Древние предки чувашей (из тюркоязычных племен хунну) пришли из Центральной Азии, в IX в. они образовали государство Волжская Булгария. В результате смешения с местным финно-угорским населением к концу XV в. сформировалась чувашская народность с синкретизированной культурой суваро-болгарского и финно-угорского компонентов. Официальный сайт Республики Чувашия. Кулответ.ру приглашает всех на диктант, это будет увлекательно. Чуваши могут стать участниками просветительской акции «Большой этнографический диктант-2021» по Республике Чувашия, который будет проходить с 3 по 7 ноября.

Большой этнографический диктант Чувашия

Вопросы с ответами Большой этнографический диктант по Республике Чувашия

Чтобы ответить на вопросы Диктанта необходимо с 00:01 3 ноября по 23:59 7 ноября, надо зайти на официальный сайт акции БЭД и после прохождения небольшой регистрации с обязательным указанием страны и региона, выбрать правильные варианты ответов, классный ответ поможет вам с выбором, но мы не гарантируем, что всё будет верно, так что не стоит торопиться, давайте обсуждать ответы в комментариях. Всего 30 вопросов, 20 из них для всех одинаковы, а 10 имеют отношение к региону, они так и называются, региональная часть Диктанта.

Вопрос №21

Главный день недели чувашей до принятия христианства, день отдыха –

Несколько вариантов:

а. Юн кун (среда)
б. Вырсарни кун (воскресенье)
в. Эрне кун (пятница)
г. Шăмат кун (суббота)

В древности у чувашей выходным и первым днем недели была пятница, поэтому она называется эрне кун, где эрне — неделя, кун — день, то есть — «день недели».

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Эрне кун (пятница)

Вопрос №22

Назовите имя выдающегося тюрколога и чувашеведа, внесшего значительный вклад в изучение чувашского языка и проблем этногенеза чувашей, автора 17-томного «Словаря чувашского языка» (выберите из списка ниже правильный вариант).

Несколько вариантов:

а. Михаил Федотов
б. Василий Радлов
в. Василий Егоров
г. Николай Ашмарин

Николай Иванович Ашмарин (1870 — 1933) — тюрколог и чувашевед, доктор тюркологии (1925), профессор, основоположник современного чувашского языкознания, член-корреспондент Академии наук СССР (1929). Н. Ашмарин внес большой вклад в развитие культуры и просвещения чувашского народа. На протяжении всей научной деятельности Н. Ашмарин собирал, описывал произведения разных жанров чувашской устной словесности, изучал религиозно-обрядовые основы чувашской народной культуры, анализировал особенности чувашских диалектов и говоров. Мировую известность ему принес труд «Словарь чувашского языка», состоящий из 17 томов, который вобрал в себя огромное богатство устно-поэтического творчества чувашского народа и является ценным источником в исследовании чувашского языка. Автор грамматики чувашского языка, книг «Материалы для исследования чувашского языка», «Опыт исследования чувашского синтаксиса», «Болгары и чуваши» и др.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Николай Ашмарин

Вопрос №23

Согласно традиционным религиозно-мифологическим представлениям чувашей, это злой дух, который нападет на людей во время сна, душит и вызывает у них различные болезни; ненасытное существо, проглатывающее солнце и луну.

Несколько вариантов:

а. Киремет
б. Йĕрĕх
в. Вупăр
г. Эсрель

Вупăр — злой дух в чувашской мифологии. Вубар появляется ночью и, принимая облик домашних животных, огненного змея или человека, наваливается на спящих людей, вызывая удушье и кошмары (вăпăр пуснă «вубар давил», вупăр çыпăçнă «вубар прилип»). Мужчин вубар давит в облике девушки, женщин — в облике мужчины. Чаще всего он приходит не ко всем, а к тем, к кому уже приходил однажды. Согласно мифам, в вубаров при помощи ийе превращаются старухи-колдуньи. Нападая на спящих людей, вубары тем самым поправляют своё здоровье. Спящий человек при этом не может пошевелиться и что-либо сказать. Вубар не только душит людей во сне, но может навести на них и порчу, причиняя им таким образом тяжелую болезнь, называемую «вупăрлă хаяр»(«зло вубара»). Он может навредить не только человеку, но пристает даже к лежащему около матери телёнку. Пострадавшим от вубара людям и животным помогает наговорами юмась.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Вупăр

Вопрос №24

В состав какой языковой семьи входят языки тюркоязычных народов Среднего Поволжья (чувашский, татарский и башкирский)?

Несколько вариантов:

а. Индоевропейской
б. Уральской
в. Сино-Тибетской
г. Алтайской

Чувашский, татарский и башкирский языки входят в тюркскую группу алтайской языковой семьи.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Алтайской

Вопрос №25

Назовите одного из основных персонажей чувашского устно-поэтического творчества, мифического героя, исполина и богатыря.

Несколько вариантов:

а. Чике старик
б. Сармандей
в. Улăп
г. Иван-паттăр

Улăп – исполин, богатырь, мифический образ в устно-поэтическом творчестве чувашского народа, основной персонаж в народных сказках, в ряде исторических и топонимических преданий, а также сюжетных легендах. В ранних фольклорных сюжетах Улăп – мифический герой с богатырской силой: берёт лошадь и хозяина вместе с сохой под мышку, вырывает деревья и, используя их в качестве оружия, сражается с противниками, прекрасно владеет луком. Он имел гигантский рост, огромную голову и глаза, сверкающие как молния, голос – гром небесный. Восходит к общетюркскому богу Алп. По чувашским народным преданиям и сказкам, Улăп имеет мать. Из земли, которую он вытряхивал из своих лаптей, образовались курганы.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Улăп

Вопрос №26

Правитель Волжской Булгарии (895-925 гг.), сын Шилки, объединитель болгаро-суварских племён и создатель единого государства в Среднем Поволжье, куда вошли и финно-угорские племена.

Несколько вариантов:

а. Аспарух
б. Кубрат
в. Алмуш
г. Батбай

Алмуш/Алмас – эльтебер, царь Волжской Болгарии с 895 по 925 гг. Стремясь освободиться от зависимости Хазарского каганата, Алмуш обратился в Багдадский халифат с просьбой выделить ему 4 тыс. динаров, прислать мастеров-строителей для возведения каменной крепости. В 922 г. прибыло посольство багдадского халифа Муктадира, но без денег и строителей. Секретарем посольства был Ибн Фадлан, оставивший описание Волжской Болгарии. Посольство провозгласило официальное принятие Алмушом и болгарскими вельможами ислама. Алмуш поддерживал развитие сельского хозяйства, ремесел и торговли.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Алмуш

Вопрос №27

Чувашская традиция, обычай общинной жизни, форма коллективного безвозмездного труда в интересах селения или отдельных односельчан

Несколько вариантов:

а. Çимĕк
б. Туй
в. Тухья
г. Ниме

Чувашский обычай взаимопомощи ниме (помочь) применялся при уборке зерна, сена, земельных работах, строительстве домов, ремонте мостов и дорог, устройстве запруд, лесоразработках, установке полевых ворот и ограды, обработке шерсти, льна, рукоделии и т.д. Предводитель обряда ниме пуçĕ объезжал деревню и земельные участки с красным флагом, призывая крестьян песней ниме юрри присоединиться к помощи. Чуваши дружно собирались в указанном месте и приступали к работе. Помочане довольствовались одним угощением. Вместе с тем отказ от участия в ниме резко осуждался общественным мнением.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Ниме

Вопрос №28

Традиционные праздничные блюда чувашей

Несколько вариантов:

а. Хуплу, шăрттан
б. Сокта, коман-мелна
в. Перепеч, пельнянь
г. Эчпочмак, кыстыбый

Шăрттан – мясное блюдо традиционной чувашской пищи. Готовили из баранины: тщательно промытый желудок начиняли мелко нарезанным и хорошо подсоленным жирным мясом без костей, зашивали суровыми нитками и запекали на сковороде в печи в несколько приёмов в течение 3–4 дней. Жидкость, стекавшую на сковороду, сливали. Правильно приготовленный Ш. хранился долго. Считался наиболее предпочтительным угощением для почётных гостей. Хуплу – традиционное блюдо чувашской кухни, род закрытого пирога круглой формы из пресного, чаще всего сдобного, теста. Между двумя лепёшками теста укладывается многослойная начинка, состоящая из картофеля, пшеничной или пшенной крупы, мяса, сала. С начинкой из гуся или пшеничной крупы с кровью готовили в основном низовые чуваши. Хуплу пекли в русской печи, выдерживали долго, на стол подавали в слегка остуженном виде, разделка поручалась уважаемому гостю. Хуплу разрезали в торжественной обстановке; сначала снимали верхнюю корочку, начинку обычно ели ложкой. Это изделие являлось элементом ряда ритуальных трапез.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Хуплу, шăрттан

Вопрос №29

Головной убор замужней женщины-чувашки, имеющий вид открытой шапочки, с пришитыми горизонтальными рядами мелких монет и бисера.

Несколько вариантов:

а. Калпак
б. Хушпу
в. Сурпан
г. Тухья

Хушпу – нарядный головной убор замужней женщины, украшенный монетами, бисерами и др.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Хушпу

Вопрос №30

Как назывался традиционный весенний очистительный обряд, во время которого низовые чуваши изгоняли злых духов и болезней, ударяя прутом или соломенной нагайкой людей, дома, одежду и утварь?

Несколько вариантов:

а. Сĕрен
б. Çăварни
в. Юпа
г. Çимĕк

Сĕрен – обряд изгнания злых духов и болезней; у верховых и части средненизовых чувашей назывался вирĕм. С принятием чувашами православия претерпел существенные изменения, вследствие чего информация об этом обряде в источниках противоречива. Указываются разные сроки проведения – в последний день калăм, в четверг или субботу недели мăнкун, в первый или второй день Пасхи. Изначально участниками обрядовых действий выступали пожилые мужчины, для которых подростки заготавливали в ближней роще охапки рябиновых прутьев, приносили сухие ветки для обрядового костра. Под вечер мужчины собирались на восточной окраине села, некоторые с трещотками, сделанными из вяза; среди них был музыкант с шăпăр. Выбирали главу обряда, старосту, десятского, казначеев и других «должностных» лиц. После молитвы направлялись к крайнему дому с обрядовой песней под наигрыш пузыриста. У казначеев были сумы (такмак) для складывания угощений, некоторые несли перевязанные пучки прутьев. Десятский палкой стучал в ворота, хозяин к их приходу во дворе ставил стол с угощением. Пришедшие входили в жилище, совершали ритуальное хлестание прутьями членов семьи, углов и стен избы, затем во дворе – стен строений, при этом произносили заклинания, изгоняя таким образом злых духов и вызываемые ими болезни людей и домашней живности. В некоторых местностях полагали, что при этом покидают двор и души умерших, явившихся на мăнкун. Сломанные прутья заменяли новыми. Затем хозяева угощали пришедших. Обойдя деревню, участники обряда возвращались на окраину селения, разводили костёр и варили кашу, угощались. Прутья, трещотки бросали в огонь.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Сĕрен

Все вопросы и ответы по регионам в Большом этнографическом диктанте за 2021 год смотрите на страничках нашего сайта, посвящённой этой Международной просветительской акции.

Happy
Happy
4
Sad
Sad
0
Excited
Excited
2
Sleepy
Sleepy
1
Angry
Angry
0
Surprise
Surprise
0
Оцените статью
Добавить комментарий