Ответы на Большой этнографический диктант 2021 Псковская область

…Как-то, уже будучи великой княгиней киевской и христианкой, объезжала Ольга свои обширные владения — погосты и дани устанавливала. Остановившись на берегу реки Великой, чтобы отдохнуть, увидела она чудное знамение. Три луча пролились с небес на землю и пересеклись на каменистом мысу у слияния двух рек — Псковы и Великой. Пораженная этим видением, Ольга воскликнула: «На этом месте будет храм Святой Троицы и град велик, славен и во всем изобилии!..». Возвратясь в Киев, великая княгиня не позабыла о своем обещании на берегу пустынной реки, велела послать туда много золота и серебра для постройки храма, заложить город Псков и населить его жителями… Официальный сайт Псковской области. Кулответ.ру приглашает всех на диктант, это будет увлекательно. Псковичи могут стать участниками просветительской акции «Большой этнографический диктант-2021» по Псковской области, который будет проходить с 3 по 7 ноября.

Большой этнографический диктант Псковская область

Вопросы с ответами Большой этнографический диктант по Псковской области

Чтобы ответить на вопросы Диктанта необходимо с 00:01 3 ноября по 23:59 7 ноября, надо зайти на официальный сайт акции БЭД и после прохождения небольшой регистрации с обязательным указанием страны и региона, выбрать правильные варианты ответов, классный ответ поможет вам с выбором, но мы не гарантируем, что всё будет верно, так что не стоит торопиться, давайте обсуждать ответы в комментариях. Всего 30 вопросов, 20 из них для всех одинаковы, а 10 имеют отношение к региону, они так и называются, региональная часть Диктанта.

Вопрос №21

К какому типу русских говоров относятся современные псковские говоры, занимающие территорию исторического ядра древней Псковской земли:

Несколько вариантов:

а. южнорусские говоры русского языка
б. среднерусские окающие говоры
в. среднерусские акающие говоры
г. севернорусские говоры русского языка

Согласно данным диалектологических карт русского языка, составленных в 1914 и 1965 гг., Псковская группа говоров в каждой из них отнесена к средневеликорусским (среднерусским)акающим говорам.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): среднерусские акающие говоры

Вопрос №22

В начале XX века для «облегчения труда учителя» в работе с местным населением на территории русского северо-запада (куда входила и Псковская губерния) был издан «Русско-чудской словарь». Например, слово «черника» в нем переводится как «мустикайне». А в псковских говорах есть слово «мýставка» – горшок для приготовления еды в русской печке: «Молоко топять в муставках, тварог тожа в йих». Каково происхождение псковского диалектного слова-этнографизма «мýставка»?

Несколько вариантов:

а. образовано от слова «мýскорный» – грязный, такой, о который можно испачкаться
б. корень заимствован из соседних финно-угорских языков, обозначает черный цвет
в. образовано от слова «мутóвка» – палочка с разветвлением на конце для перемешивания содержимого

Слово «муставка» в псковских говорах имеет заимствованный из финно-угорских языков корень «муст\-«, обозначающий черный цвет (горшок, на котором готовят в русской печи, приобретает из-за копоти черный цвет). Перевод слова черника является подсказкой. Ср., например, город на берегу Чудского озера в Эстонии Муствеэ, что в переводе с эстонского «Mustvee» означает «Черные воды».

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): корень заимствован из соседних финно-угорских языков, обозначает черный цвет

Вопрос №23

Что из перечисленных элементов традиционной культуры коренного малочисленного народа сету (сето) входит в список нематериального всемирного культурного наследия ЮНЕСКО?

Несколько вариантов:

а. комплекты женских серебряных украшений
б. традиция многоголосного хорового пения сету (сето)
в. сетусткая (сетоская)традиционная кухня
г. свадебный обряд

В 2009 году сетоское пение леэло или же многоголосная песенная традиция сето была внесена в список Нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Это значит то, что в мировом масштабе пение леэло ценится как уникальная культурная традиция.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): традиция многоголосного хорового пения сету (сето)

Вопрос №24

Коренной малочисленный народ сету (сето), проживающий в Печорском районе Псковской области, отличается одновременно от эстонцев и русских:

Несколько вариантов:

а. языком, религией, наличием языческих элементов в культуре
б. религией, традиционной одеждой, наличием языческих элементов в культуре
в. языком, религией, традиционной одеждой
г. языком, традиционной одеждой, наличием языческих элементов в культуре

Сето приняли православие, но сумели сохранить свои древние верования. Они посещают православные храмы, но при этом продолжают верить в бога Пеко, который отвечает за плодородие. Считается, что бог Пеко как родоначальник народа сето был крещён в Псково-Печерском монастыре и там же нашёл упокоение. Язык сето близок к вырускому диалекту южно-эстонского языка, однако сами представители этого народа считают его самостоятельным. Поговорка гласит, что сетоскую женщину сначала слышно, а потом видно, потому что она носит на себе очень много серебряных украшений. И действительно, женщины сето украшали себя большим количеством серебряных цепей, притом тяжёлых. И вдобавок носили на груди серебряную воронку – «сыльг».

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): языком, традиционной одеждой, наличием языческих элементов в культуре

Вопрос №25

Какая общерусская пословица является смысловым аналогом псковского диалектного устойчивого выражения: «Век жить – не мех сшить».

Несколько вариантов:

а. «Век живучи, споткнешься идучи»
б. «Век долог, да час дорог»
в. «Жизнь прожить – не поле перейти»

Общерусская пословица с тем же смыслом: Жизнь прожить – не поле перейти. Общий смысл: жизнь сложна, прожить ее непросто. Псковский диалектизм мех обозначает мешок (сшить мешок, также, как пройти ровное поле, – дело несложное).

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): «Жизнь прожить – не поле перейти»

Вопрос №26

Какое слово, отражающее знаковый предмет материальной культуры коренного малочисленного народа сету (сето), определяется псковскими диалектными прилагательными «богово (боговое)»?

Несколько вариантов:

а. поя
б. каравай
в. покрывало
г. полотенце

Народ сету (сето) – крестьяне, и занимались в основном растениеводством и животноводством, и благополучие семьи напрямую зависело от урожая. Сету (сето) сохранили многие интересные традиции, например, ткали великолепные боговы полотенца с геометрическим рисунком, что символизировало засеянное поле.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): полотенце

Вопрос №27

Приезжие в псковскую деревню спросили у местного мальчика: «Где твои родители?» И получили такой ответ: «Батька óрет, а мамка зыбку качает». Чем же занимается отец мальчика?

Несколько вариантов:

а. понукает лошадь
б. загоняет скотину во двор
в. пашет

Для обозначения обработки земли плугом или сохой в русском языке есть два глагола: пахать и его устаревший синоним орать. Оба они зафиксированы диалектологами в говорах русского языка. Слово пахать распространено повсеместно, слово орать в значении ‘пахать’ встречается в говорах северного наречия и в западных среднерусских говорах. Орáть – пахать землю.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): пашет

Вопрос №28

В известной фразе «Псковцане (скобцане) те же англицане, только нарецие немножецко инаце» отражено одно из ярких фонетических явлений диалектной речи Псковщины. Как называется эта фонетическая черта псковских говоров?

Несколько вариантов:

а. яканье
б. цоканье
в. чоканье

Фонетическая черта неразличение (смешение) звуков \[ц\] и \[ч’\], проявляющееся в произношении \[ц\], называется цоканье.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): цоканье

Вопрос №29

Классическим примером Псковской архитектурной школы является наличие на барабане храма пояса каменных украшений «бегунок-поребрик-бегунок». Какой дополнительный элемент украшения барабанов, появляющийся на храмах, построенных в 16 веке и позже, может служить показателем усиления влияния других территориальных школ храмового зодчества на Псковщине?

Несколько вариантов:

а. керамиды
б. металлические «кружевные» украшения
в. деревянные элементы декора
г. наружная фресковая живопись

Настоящей сокровищницей глазурованной керамики является Псково-Печорский монастырь, где среди десятков известковых досок, отсвечивают зелёным блеском глазурованные могильные плиты — знаменитые псковские керамиды. Керамиды — это большие керамические плиты, сделанные с помощью разборных форм политых глазурью, они имели сложный узорный рельеф и надписи, как правило, имя похороненного и даты. Несомненно, создатели керамид были знакомы с типографской техникой. Считается, что технологию мастерам-изразечникам подсказал Корнилий — настоятель монастыря — большой книгочей и очень образованный человек. Самая старая керамида относится к 1530 году.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): керамиды

Вопрос №30

В старинной псковской частушке девушка сокрушается о своей женской доле после замужества: «Кабы знала я, девчоноцка, про этую судьбу, не вышивала бы тира́нники в копте́лую избу». Что означает слово тирáнники?

Несколько вариантов:

а. полотенца
б. носовые платки
в. рубашки

Тиранник — полотенце для вытирания рук, а также вывешиваемое подле икон.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): полотенца

Все вопросы и ответы по регионам в Большом этнографическом диктанте за 2021 год смотрите на страничках нашего сайта, посвящённой этой Международной просветительской акции.

Happy
Happy
3
Sad
Sad
2
Excited
Excited
5
Sleepy
Sleepy
1
Angry
Angry
1
Surprise
Surprise
1
Оцените статью
Добавить комментарий