Большой этнографический диктант 2020 года — Ульяновская область

Ответы на вопросы — Большой этнографический диктант 2020 года:

Большой этнографический диктант Ульяновская область

Содержание
  1. Ульяновская область
  2. Вышивка – национальная гордость чувашского народа.
  3. О каком народе идет речь?
  4. Представителям какой народности, проживающей на территории Ульяновской области, принадлежит национальный праздник Масторавань
  5. Кому принадлежат следующие слова: «Берегите семью: в семье-опора народа и государства.
  6. Татары называли эту реку Зия, чуваши – Сыве, марийцы – Суйя. Назовите современное общепринятое название данной реки?
  7. Укажите фамилию Героя России, окончившего школу-гимназию №1 города Ульяновска,
  8. Почему на свадьбу у русских пекли сдобный пирог с курицей – курник?
  9. Кто первыми в городе Ульяновске узнали об окончании войны 1941-1945 гг.?
  10. В русской речи мы часто используем такие слова, как: казна, базар, ямщик, арбуз, беляш, сундук, калач, баран, атлас, алмаз, караван.
  11. Укажите имя просветителя мордовского народа, автора первого эрзянского букваря.

Ульяновская область

Ульяновская область расположена в самом центре Среднего Поволжья, на юго-востоке европейской части России. Выгодное географическое положение в центре промышленно развитого и густонаселенного Приволжского федерального округа делает область привлекательным центром логистических и транспортных схем федерального и международного уровня.

Вышивка – национальная гордость чувашского народа.

Алый, приглушенный красный, желтый, зелёный – это самые распространенные цвета чувашской вышивки. Что означает красный цвет по верованию чувашей?

Добро
Счастье
Солнце и радость
Волшебство

Чувашский народ с древних времён славился своими талантливыми вышивальщицами. По идущим из глубины веков заветам все чувашки обязаны были владеть искусством вышивания и заниматься им всё свободное время. Чувашская вышивка. Первоначально вышивка создавалась как символ, позволяющий определить положение человека в обществе, его принадлежность к определенной родовой группе. В ней отражались возраст и половые отличия. Вышивка жила в каждом доме, с нею был связан повседневный быт. Предметы, украшенные вышивкой, играли важную роль в ритуальных и культовых обрядах, сопровождали человека на всем жизненном пути. Чувашские мастерицы использовали более 30 видов швов и еще около 40 их разновидностей. Книга Народы и конфессии Ульяновской области в начале XXI века, Ульяновск, 2015 (страница 22)

Правильный ответ: Счастье

О каком народе идет речь?

«Одним из главных праздников этого народа является Вардавар, праздник в честь Преображения Господня. Вардавар пошел от языческих времен, его называют еще днем обливания. Вода на это время считается святой. В этот день представители диаспоры идут на берег Волги. Повсюду льется музыка, люди угощаются национальными кушаньями, танцуют, у всех радость в глазах.

Русские
Татары
Чуваши
Мордва
Армяне

Вардавар — это языческий праздник, который слился с христианским Преображением Господним, благодаря распоряжению первого Католикоса всех армян Святого Григория Просветителя. Этот красивый и веселый армянский праздник восходит корнями к мифологии – Вардавар одна из популярных версий связывает с богиней любви и красоты Астхик, которая была возлюбленной бога грозы и молнии Ваагна. Злой повелитель подземного царства Яхван, которого за клевету на Ваагна изгнали с неба, затаив обиду в душе, постоянно искал повод отомстить. Как только подвернулся удобный случай, он похитил прекрасную возлюбленную бога огня и запер под землей. Вместе с Астхик исчезла и любовь из сердец людей, и воцарилась на земле тьма. Отважный Ваагн сразил злого Яхвана и освободил возлюбленную. Астхик, вернувшись на землю, дарила людям розы и окропляла их розовой водой, и любовь возродилась. С тех пор армяне каждое лето приносили розы в храм Астхик и обливали друг друга водой, которая была воплощением любви. Название праздника Вардавар, по этой легенде, восходит к слову «вард» — роза и означает «осыпать розами». Существуют и другие объяснения. Так, например, Вардавар переводили как «яркая роза» («ивар» — яркий), а праздник связывали с богиней плодородия Анаит, бюст которой обычно украшали розами.

Правильный ответ: Армяне

Представителям какой народности, проживающей на территории Ульяновской области, принадлежит национальный праздник Масторавань

Морот?
Русской
Татарской
Чувашской
Мордовской
Армянской

МАСТОРАВАНЬ МОРОТ, областной фестиваль мордовского фольклора («Песни Матери-Земли»). Проводится Центром по возрождению и развитию национальных культур с 1992 ежегодно в июне в одном из мордовских сел области. Фестиваль начинается с проведения традиционного для данного села одного из старинных мордовских обрядов: «Тундонь ильтямонь чи» («Проводы весны»), «Норовавань чи» («Поклонение божеству поля, урожая»), «Веле-озкс» («Сельское моление»); свадебные: «Кашадо ярсамо чи», «Парень вачкамо», «Одирьвань урнемат»; ритуальные игры, пляски ряженого медведя и др.). Во время фестивалей проводятся конкурсы детского творчества «Эрзянь моро-пингеде пингес» («Эрзянская песня из века в ве»), выставки работ мастеров прикладного творчества и самодеятельных художников, старинных предметов быта и национальных костюмов, мордовской кухни и т.д. В фестивалях принимают участие до 15 взрослых и 10-12 детских фольклорных коллективов, гости из Республики Мордовии и др. Символом фестиваля является выполненная в национальном колорите матрешка, которая в качестве эстафеты передается от одного района области к другому.

Правильный ответ: Мордовской

Кому принадлежат следующие слова: «Берегите семью: в семье-опора народа и государства.

Семейные заветы всегда были крепки среди чуваш. Охраняйте же это сокровище. В семейном счастье – защита от жизненных испытаний. Крепкой и дружной семье не страшны внешние житейские невзгоды…»

Леонид Яковлевич Агаков
Иван Яковлевич Яковлев
Михаил Николаевич Юхма
Авксентий Филиппович Юртов

Духовное завещание чувашскому народу автор Иван Яковлевич Яковлев. Ива́н Я́ковлевич Я́ковлев (25 апреля1848 года, Кошки-Новотимбаево, Буинский уезд, Симбирская губерния— 23 октября1930 года, Москва) — просветитель, православный миссионер, педагог, организатор народных школ, создатель современного чувашского алфавитаи учебников чувашского и русского языков для чувашей, писатель, переводчик, фольклорист. Ромашкин В.Ф., Федоров В.Н., Шабалина Л.П. Чуваши Симбирского Поволжья.-Ульяновск: Симбирская книга, 1998.-168с.

Правильный ответ: Иван Яковлевич Яковлев

Татары называли эту реку Зия, чуваши – Сыве, марийцы – Суйя. Назовите современное общепринятое название данной реки?

Свияга
Волга
Сура
Черемшан

Свия́га — река в Ульяновской областии Татарстане, правый приток Волги.Длина — 375 км, площадь водосборного бассейна — 16 700 км². Река берёт начало на восточном склоне Приволжской возвышенности в Кузоватовском районе и имеет три истока. Основным истоком считается расположенный на возвышенности (332 м) в 5 км к Ю-З от с. Кузоватово. Второй исток берёт начало возле с. Красная Поляна, а третий — западнее с. Баевка. Река течёт с юга на север параллельно Волге через Ульяновск и впадает в Свияжский залив Куйбышевского водохранилища. Низовья реки оказались затоплены на многие километры в результате образования водохранилища. Барашков В. Ф. История симбирских географических названий, ч. 1. Журнал «Мономах», №2(3), 1995 г.

Правильный ответ: Свияга

Укажите фамилию Героя России, окончившего школу-гимназию №1 города Ульяновска,

Московское Высшее Пограничное Училище КГБ СССР, служившего в спецподразделении «Вымпел» ФСБ по борьбе терроризмом. Во время операции по освобождению заложников в школе города Беслан Республики Северная Осетия 3 сентября 2004 года он погиб.

Кузнецов Д.Е.
Николаев В.В.
Разумовский Д.А.

Дмитрий Разумовский родился 16 марта 1968 года в городе Ульяновске. Его отец, Александр Алексеевич, работал инженером-строителем, мама — преподавателем музыки. После окончания школы № 1 города Ульяновска Дмитрий пытался поступить в военное училище, но не прошёл по конкурсу. Год работал лаборантом в Ульяновском высшем военном командном училище связи. Серьёзно занимался спортом — в 1985 году стал чемпионом СССР по боксу среди юношей. Вместе с группой «Вымпел» подполковник Разумовский прибыл в город Беслан республики Северная Осетия — Алания, в котором 1 сентября 2004 года группа в составе тридцати двух террористов под командованием Руслана Хучбарова захватила в заложники свыше тысячи детей и взрослых в здании школы № 1. На третий день захвата в спортзале, где содержались большинство заложников, произошли взрывы, вызвавшие обрушение части крыши. Выжившие заложники стали разбегаться, и штурмовая группа Разумовского получила приказ на штурм здания. Разумовский под шквальным огнём указывал подчинённым на огневые точки противника, но был сражён пулей снайпера во дворе школы. За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания, указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2004 года подполковнику Разумовскому Дмитрию Александровичу посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации (медаль № 829). 7 сентября 2004 года Дмитрий Разумовский был похоронен на Николо-Архангельском кладбище г.Москвы вместе с восемью другими сотрудниками спецподразделений «Альфа» и «Вымпел», погибшими во время контртеррористической операции в Беслане.

Правильный ответ: Разумовский Д.А.

Почему на свадьбу у русских пекли сдобный пирог с курицей – курник?

Так как курник являлся вкусным и сытным пирогом
Считалось, что курник повышает плодовитость молодой жены, так как курицу считали носительницей материнского начала
Рецепт изготовления курника был очень прост
Курник являлся символом благосостояния

Литературное наследие свидетельствует о том, что пирог курник известен еще со времен Ивана Грозного и подавался к его столу по торжественным случаям и к христианскому празднику Троицы. Также известно, что курник в течение долгого времени являлся угощением свадебного стола. Курник был высоким, многослойным и богато украшен фигурками из теста. Все компоненты свадебного курника имели также символическое значение: мука – основа жизни, курица и яйца были связаны с понятием плодородия, продолжения рода, крупа – символ согласия и благополучия. Ни один русский свадебный стол не обходился без курника. Обязательным компонентом курника является куриное мясо, в старину его клали в пирог крупными кусками и даже вместе с костями. По традиции курник выпекали и в доме жениха (для невесты), и в доме невесты (для жениха). Пирог жениха украшали человеческими фигурками из теста — символами будущей семьи, ну а на курнике невесты вместо фигурок людей были цветы — символ женственности, красоты, девичьей чистоты, нежности. Свадьбы на Руси играли не менее трёх дней, а иногда и до недели, а предшествовали свадебному торжеству сговор и сватовство. Свататься ходили, конечно, не с пустыми руками, жених являлся в дом к невесте в сопровождении родственников с дарами и угощениями: пивом, вином и рыбным пирогом. Отец невесты по традиции должен был отнекиваться и не давать согласия на свадьбу, а сваты и родственники невесты его уговаривать и напоминать о данном на сговоре слове. Затем обычно накрывали стол, посуду под вино ставили для всех кроме невесты. Невеста потчевала гостей хлебом-солью, зажигала свечу под иконою, и все гости молились прежде, чем приступить к праздничному обеду, состоящему по обыкновению из рыбного пирога (рыбника, позднее курника), студней, щей да двух-трёх жарких. Невеста обносила гостей водкою, привезённой сватами «на нужды», и раздавала всем недорогие подарки собственноручного изготовления. Курник – это закрытый пирог. Раньше курники пекли из пресного сдобного теста, потому что оно лучше сохраняет рисунок при выпечке. О.Г.Шейпак «Волжская радуга» — Ульяновск , 2007 (страница 26)

Правильный ответ: Считалось, что курник повышает плодовитость молодой жены, так как курицу считали носительницей материнского начала

Кто первыми в городе Ульяновске узнали об окончании войны 1941-1945 гг.?

Военнослужащие училища связи
Военнослужащие танкового училища им. В.И. Ленина
Телеграфисты литейно-механического завода
Телеграфисты завода им.Володарского

В 1936 году в соответствии с Директивой Генерального штаба РККА № 412/120446 от 26.12.1935 года была создана Ульяновская школа особой техники. Школа располагалась в казармах Ленкоранско-Нашебурского 163-го пехотного полка на улице Слободской (ныне улица Тухачевского). В марте 1937 года школа была преобразована в Ульяновское военно-техническое училище, предназначенное для подготовки командиров-специалистов в области телемеханики. Для увековечивания памяти о С.К.Орджоникидзе училищу присваивается его имя. В июле 1938 года училище было преобразовано в Ульяновское военное училище связи, перед которым ставилась задача готовить специалистов радиосвязи — командиров подразделений (лейтенантов) и технический состав (воентехников). В училище было 3 основных факультета и специальный факультет для подготовки иностранных военнослужащих. Первый факультет готовил специалистов радиосвязи и спутниковой связи. Второй факультет готовил специалистов многоканальной связи, электропроводной связи и ЗАС. Курсанты с легкостью осваивали любую специальность независимо от специализации, так как обучение затрагивало все аспекты военной связи. Учебное заведение было оснащено современнейшими видами связи, в том числе и правительственной. Поэтому первыми о красном полотнище, взметнувшимся над поверженным Рейхстагом в Берлине и означавшим победу над фашизмом, узнали дежурившие в училище связисты. Радость была беспредельна, поэтому весть быстро разнеслась по городу до начала официального сообщения об окончании войны. Ефимов Ю.Д., Лосева В.И..Ульяновск и Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны. Ульяновск, «Симбирская книга»,1995г.,стр.27.

Правильный ответ: Военнослужащие училища связи и Телеграфисты завода им.Володарского

В русской речи мы часто используем такие слова, как: казна, базар, ямщик, арбуз, беляш, сундук, калач, баран, атлас, алмаз, караван.

Из языка какого народа, проживающего на территории нашего края, они пришли к нам?

Русского
Татарского
Чувашского
Мордовского
Армянского

Длительный период зависимости и взаимодействия не мог не привести к культурному взаимовлиянию, в том числе и в языке. Когда мы говорим о татарском происхождении, то следует учесть, что речь идет не о собственно татарском языке, который оформился сравнительно поздно, а о различных родственных тюркских языках, с которыми имели дело на Руси. Проникновение тюркским слов связано не с зависимостью как таковой или превосходством татарского языка над русским, а с возросшим культурным взаимодействием в эпоху, когда западная цивилизация становится все более враждебной и закрывается, и основные торгово-культурные связи переориентируются на восток. Эти связи и способствовали появлению в русском языке множества слов татарского происхождения, хотя некоторые из них были, в свою очередь заимствованы татарами из других языков – китайского, персидского, арабского. Нужно сказать, что таким же образом татарский язык обогатился заимствованиями из русского языка. Базар – Изначальное русское слово «торг» обозначало сравнительно солидное и спокойное мероприятие по купле-продаже различных товаров. Но познакомившись с куда более буйными и пестрыми рынками Востока, русские предпочли более адекватное для этого тюркское слово. Сундук – предмет в наше время не слишком востребованный, но еще у наших бабушек непременная часть меблировки. Но, кроме того – обязательный предмет мебели в кочевой юрте, где это слово обозначало просто ящик или коробку. Казна – хранилище средств на Руси появилось с момента возникновения государства, но обозначать ее словом «казна» стали с момента знакомства с татарами.

Правильный ответ: Татарского

Укажите имя просветителя мордовского народа, автора первого эрзянского букваря.

С 1883 по 1888 год он работал учителем в эрзянском селе Старая Бесовка, ныне Новомалыклинского района Ульяновской области. Был зачинателем обучения на родном языке в мордовском селе. Широко привлекал детей к внеклассной деятельности по сбору произведений мордовского фольклора. Вместе с ними обходил мордовские деревни и села, пропагандируя книги на мордовском языке.

Леонид Яковлевич Агаков
Иван Яковлевич Яковлев
Михаил Николаевич Юхма
Авксентий Филиппович Юртов

Авксентий (Арсений) Филиппович Юртов,родился 20 февраля (8-го по старому стилю) 1854 года в семье государственных крестьян-эрзя мордовского села Калейкина Мензелинского уезда Уфимской губернии. Ныне это село находится на территории Альметьевского района Республики Татарстан. После окончания сельской школы поступил в Казанскую крещено-татарскую школу, а в 1872 году стал первым учеником-мордвином, только что открывшейся Казанской русско-инородческой учительской семинарии. Стоит отметить, что Юртов стал первым представителем мордовского народа в стенах этого учебного заведения, автором первого эрзянского букваря.

Правильный ответ: Авксентий Филиппович Юртов

Happy
Happy
1
Sad
Sad
1
Excited
Excited
1
Sleepy
Sleepy
1
Angry
Angry
2
Surprise
Surprise
0
Оцените статью
Добавить комментарий