Большой этнографический диктант 2020 года — Свердловская область

Ответы на вопросы — Большой этнографический диктант 2020 года:

Большой этнографический диктант Свердловская область

Содержание
  1. Свердловская область
  2. Екатеринбург с момента своего основания в 1723 году являлся многонациональным и многоконфессиональным городом.
  3. Как называется хлебобулочное изделие из пресного или дрожжевого, пшеничного, ржаного или ржано-пшеничного теста,
  4. В XVIII-XX вв. у русских жителей горнозаводских сел Урала существовал народный обычай под названием «жаворонки». Что это за обычай?
  5. На территории Шалинского городского округа Свердловской области находится поселок Вогулка.
  6. Всем хорошо известны сказы уральского писателя Павла Бажова.А
  7. Какой город Свердловской области ведет свое начало от казачьего острога,
  8. Что из ниже перечисленного не относится к традициям празднования Сабантуя на Урале?
  9. В наши дни в Екатеринбурге существует сквер, названный в честь знаменитых екатеринбургских купцов татарского происхождения,
  10. С какими событиями в истории российского государства связано появление на Среднем Урале евреев?
  11. Самым известным святым, почитаемым православными жителями Среднего Урала,

Свердловская область

Свердловская область образована 17 января 1934 года, административный центр — город Екатеринбург. Территория: 194,3 тыс. квадратных километров. Население: На конец 2012 года численность постоянного населения Свердловской области составляла 4 млн 311 тыс. 700 человек. На территории Свердловской области расположены 47 городов, 26 рабочих посёлков и посёлков городского типа, 1841 сельский населенный пункт. Местное самоуправление осуществляется на территории 94 муниципальных образований.

Екатеринбург с момента своего основания в 1723 году являлся многонациональным и многоконфессиональным городом.

Представители какой конфессии первыми, после православных, получили возможность создать свою религиозную общину в новом городе в XVIII веке?

Мусульмане
Католики
Лютеране
Баптисты

Первая лютеранская община в Екатеринбурге появилась одновременно со строительством города. Один из основателей Екатеринбурга – Георг Вильгельм де Геннин, по своему вероисповеданию был лютеранином. Первые уральские лютеране были ремесленниками, специалистами горного дела, военными из разных стран Европы (прежде всего, из Швеции и разных областей Германии).

Правильный ответ: Лютеране

Как называется хлебобулочное изделие из пресного или дрожжевого, пшеничного, ржаного или ржано-пшеничного теста,

традиционно распространенное у населения Среднего Урала?

Лаваш
Шаньга
Беляш
Бишбармак

Шаньга – блюдо финно-угорского происхождения. Название блюда было заимствовано славянским населением из языка финно-угорских племён. С XVII века обычай приготовления шанег проникает на Урал и в Западную Сибирь вместе с русскими переселенцами. Блюдо получило широкое распространение в домашней кухне Русского Севера (Архангельская область, Карелия, Мурманская область, Вологодская область, Коми) в Предуралье, Среднем Урале и Зауралье, и сравнительно малоизвестно в западных и центральных регионах России.

Правильный ответ: Шаньга

В XVIII-XX вв. у русских жителей горнозаводских сел Урала существовал народный обычай под названием «жаворонки». Что это за обычай?

На третий день после праздника православной Пасхи было принято выпускать на волю жаворонков, которых держали в клетках на протяжении всего Великого Поста
В православный праздник в честь Сорока мучеников Севастийских женщины выпекали из пресного теста фигурки в виде птичек с распахнутыми крыльями, которых называли «жаворонки»
Девушки горнозаводских сел, мечтавшие выйти замуж, летом на лугу исполняли народный танец под названием «жаворонки»
В день православного праздника Николы Чудотворца зимнего у детей было принято лепить фигурки из снега в виде птиц жаворонков

Население горнозаводских сел Урала составляли с XVIII в. выходцы из центральных областей России, которые принесли на новые места проживания традиции славян. К таким традициям относится праздник Жаворонки или Сороки – день памяти Сорока мучеников Севастийских (воины-христиане, принявшие мученическую смерть за Христа в Севастии (территория современной Турции), в 320 году при римском императоре Лицинии). Это чтимый в русском народе православный праздник, ежегодно приходящийся на 22 марта. Жаворонками называли мучные изделия, как правило, булочки в виде птиц или солнца, выпекавшиеся к празднику. Они символизируют летящие к Богу души мучеников. По другой версии – песня этих птиц напоминает молитву Севастийских мучеников Богу.

Правильный ответ: В православный праздник в честь Сорока мучеников Севастийских женщины выпекали из пресного теста фигурки в виде птичек с распахнутыми крыльями, которых называли «жаворонки»

На территории Шалинского городского округа Свердловской области находится поселок Вогулка.

Со старинным наименованием какого народа, издавна проживавшего на Урале, связано название этого поселка?

Башкиры
Ханты
Татары
Манси

Самононазвание манси означает «человек» и уходит своими корнями к прафинно-угорскому слову «мужчина, человек», имея параллели в других угорских языках, например, хантыйском и венгерском. До 1920—1930-х годов манси назывались по-русски словом «вогулы», которое происходит из хантыйского. Это название до сих пор иногда употребляется в других языках, например, в немецком – Wogul, wogulisch.

Правильный ответ: Манси

Всем хорошо известны сказы уральского писателя Павла Бажова.А

с какими местами современной Свердловской области в основном связаны события, описываемые в его произведениях?

Полевской и Сысерть
Нижний Тагил и Каменск-Уральский
Верхотурье и Нижняя Тура
Богданович и Верхнее Дуброво

Павел Петрович Бажов родился в 1879 г. в уральском рабочем поселке, ныне городе Сысерть (недалеко от Екатеринбурга). Образ родной ему Сысерти, запечатлен во многих сказах, очерках и повестях. В своем сказе «Кошачьи уши» П.П. Бажов знакомит нас с Сысертью: «Сысерть-то светлее всех жила. Она, вишь, на дороге пришлась в казачью сторону. Народ туда-сюда проходил и проезжал». В Полевском районе, как и вообще на Урале, открыты сотни полезных ископаемых и минералов: от железных руд с различным содержанием железа до разнообразных видов поделочных камней и самоцветов, имеющих большую редкость в природе. По сказам, именно в этих местах и повстречал полевской рудокоп Малахитницу. О том, как и где это было, Бажов рассказал нам в своем сказе «Медной горы Хозяйка». «Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были. За Северушкой где-то… В лесу-то хорошо. Пташки поют-радуются, от земли воспарение, дух легкий. Их, слышь-ко, и разморило. Дошли до Красногорского рудника. Там тогда железну руду добывали. Легли, значит, наши-то на травку под рябиной да сразу уснули. Только вдруг молодой, ровно его кто под бок толкнул, проснулся. Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит…Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка!»

Правильный ответ: Полевской и Сысерть

Какой город Свердловской области ведет свое начало от казачьего острога,

являвшегося в XVII веке самым южным форпостом российской государственности на границе с башкирскими землями?

Арамиль
Асбест
Бисерть
Ирбит

В 1675 году, где речка Арамилка впадает в реку Исеть, Михайло Сарапулец (из деревни Тарасовой на Каме.) основал Арамильский острог — самый южный форпост на границе с башкирскими землями. Арамильский острог был той базой, которая позволила начать освоение земель огромного края и строительство будущих гигантов нынешней экономики России — заводов и городов. Слово «Арамиль» имеет тюркское происхождение. И при его истолковании всегда ссылаются на башкирско-татарский словарь, хотя версии возникают разные. От простых и эмоционально-нейтральных — «ареме», что значит место у реки, заросшее мелким кустарником, до более проникновенных — «арам», то бишь печаль, «иль» — родина. Существует романтичная местная легенда про прекрасную Арамиль, дочь вельможного башкира. Однажды исчезла юная девушка. То ли в Исети утонула, то ли приезжий охотник украл ее, кто знает… Долго искал башкир свою дочь, долго звал ее громким голосом. Но все было безуспешно… Пропала красавица, а тоскливый крик отца долго будоражил окрестные леса. Отсюда и пошло название местности. Разумеется, русское поселение, возникшее на землях, которые башкиры не без основания полагали своими, не могло существовать и развиваться абсолютно мирно и безоблачно. И не раз башкиры нападали на Арамильский острог со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Правильный ответ: Арамиль

Что из ниже перечисленного не относится к традициям празднования Сабантуя на Урале?

Прыжки через огонь
Конные скачки
Соревнования по национальным видам борьбы
Бои мешками на бревне

Сабантуй – традиционный праздник башкирского и татарского народов в честь сбора урожая, демонстрирующий силу и ловкость, пропагандирующий здоровый образ жизни. Он имеет многовековую историю, сохранил свои традиции и сегодня. Татары и башкиры традиционно являются мусульманами. Исламская традиция настаивает на строгом монотеизме, запрете на поклонении силам природы, в том числе огненной стихии. На Среднем Урале принято праздновать Сабантуй в форме народных гуляний, которые включают всякого рода веселые состязания: бой мешками с травой или сеном, который проходит на скользком, неустойчивом бревне, соревнования всадников, лазанье за призом по высокому и гладкому столбу, командное или одиночное перетягивание каната, палки, разбивание с завязанными глазами при помощи палки глиняных горшков, которые стоят на земле.

Правильный ответ: Прыжки через огонь

В наши дни в Екатеринбурге существует сквер, названный в честь знаменитых екатеринбургских купцов татарского происхождения,

живших на Урале в XIX-XX вв. Как фамилия этих купцов?

Шарифуллины
Сайдуллаевы
Агафуровы
Камалетдиновы

Братья Агафуровы – Камалетдин, Зайнетдин и Кашафетдин – екатеринбургские купцы, владельцы Торгового дома «Братья Агафуровы», широко известного в конце XIX, начале XX века в Уральско-Сибирском регионе. Братья Агафуровы оставили заметный след в истории Екатеринбурга не только как успешные предприниматели, но и благодаря широкой общественной и благотворительной деятельности.

Правильный ответ: Агафуровы

С какими событиями в истории российского государства связано появление на Среднем Урале евреев?

В эпоху Петра I было решено в массовом порядке переселять на Урал еврейских купцов и врачей
Первыми евреями на Урале были профессора Горного института в Екатеринбурге, основанного по указу Николая I
Первые евреи на Среднем Урале появляются в годы Советской власти после отмены черты оседлости
В XIX веке в казармах Оровайского полка в Екатеринбурге появляются кантонисты — военнослужащие еврейского происхождения

В XIX веке по указу Николая I с тысячи мужчин еврейской общины в кантонисты (малолетние и несовершеннолетние ученики военных школ) каждый год брали по десять 12-летних еврейских мальчиков. С совершеннолетия начинался отсчёт их военной службы сроком в 25 лет. Именно в Русской армии евреям разрешали поддерживать связь со своими корнями. Принимая присягу, юные рекруты стояли в молитвенных покрывалах и обещали служить государству Российскому, как земле Израильской. В полках у евреев были молельные комнаты, они могли справлять все обряды согласно Торе и традициям. В Екатеринбурге XIX века первыми евреями были военнослужащие из кантонистов Оровайского полка, располагавшегося в городе.

Правильный ответ: В XIX веке в казармах Оровайского полка в Екатеринбурге появляются кантонисты — военнослужащие еврейского происхождения

Самым известным святым, почитаемым православными жителями Среднего Урала,

является праведный Симеон Верхотурский, живший в XVII веке. Каким родом занятий в своей земной жизни известен этот святой?

Симеон хорошо умел шить шубы и, обходя села, работал в домах у крестьян, не принимая за труды никакого вознаграждения
Симеон был мастером камнерезного дела и оставил после себя много замечательных произведений искусства
Симеон снискал известность как врач, бесплатно лечивший местных крестьян
Симеон был отцом семьи с 12 детьми, которая была образцом праведности и благочестия

Праведный Симеон Верхотурский родился в начале XVII века в европейской части России в семье благочестивых дворян. Он оставил почести и земное богатство и удалился за Уральские горы, где жил как простой странник, скрывая свое происхождение. Чаще всего он посещал село Меркушинское, находившееся недалеко от города Верхотурья, где молился в деревянной церкви. Согласно житию, святой Симеон никогда не оставался праздным. Он хорошо умел шить шубы и, обходя села, работал в домах у крестьян, не принимая за труды никакого вознаграждения. Чтобы избежать похвал за свою работу, праведный Симеон оставлял ее незавершенной и уходил от заказчиков. За это ему приходилось переносить оскорбления и даже побои, но он принимал их со смирением и молился о своих обидчиках. Так он достиг совершенного смирения и нестяжательства. Праведный Симеон был прославлен в лике святых Православной Церковь 31 декабря (по новому стилю) 1694 года.

Правильный ответ: Симеон хорошо умел шить шубы и, обходя села, работал в домах у крестьян, не принимая за труды никакого вознаграждения

Happy
Happy
1
Sad
Sad
1
Excited
Excited
0
Sleepy
Sleepy
1
Angry
Angry
31
Surprise
Surprise
1
Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Серафима

    1)А
    2)Б
    3)Б
    4)Г
    5)А
    6)А
    7)А
    8)В
    9)Г
    10)А

    Ответить