Большой этнографический диктант 2020 года — Пензенская область

Ответы на вопросы — Большой этнографический диктант 2020 года:

Большой этнографический диктант Пензенская область

Содержание
  1. Пензенская область
  2. Выберите из списка 3 языковые семьи, на которых говорят коренные жители Пензенской области: русские, татары, мордва, чуваши.
  3. В Пензенской области есть район, где большую часть населения составляют мордва. Выберите район:
  4. В Пензенской области находится самое крупное татарское село в Европе. Выберите название села:
  5. Лишь одно село в Пензенской области является полностью чувашским. Выберите название села:
  6. Мордовский народный эпос называется:
  7. Дух леса в татарских сказках называется:
  8. Дух леса в чувашской мифологии называется:
  9. В одном из районов Пензенской области мордва издавна на Троицу проводит кулачные бои. Выберите район:
  10. В одном из районов Пензенской области проживает особая этнографическая группа русского народа – «цураны». Выберите район:
  11. Выберите какому народу Пензенской области принадлежит национальный женский головной убор:

Пензенская область

Пензенская область обладает уникальным, богатым и разнообразным историко-культурным и природным наследием, развитой инфраструктурой сферы культуры. В составе наследия региона – уникальные мемориальные объекты, связанные с историческими событиями, с жизнью выдающихся деятелей культуры, науки, искусства и литературы. В их числе крупнейшие писатели, поэты – М. Ю. Лермонтов, А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, М. Н. Загоскин, И. И. Лажечников, М. Е. Салтыков-Щедрин, Д. В. Давыдов, Н. П. Огарев, А. И. Куприн, А. Г. Малышкин, деятели искусства – В. Э. Мейерхольд, И. И. Мозжухин, К. А. Савицкий, ученые – В. О. Ключевский, Ф. И. Буслаев, П. Н. Яблочков, врачи – Н. Н. Бурденко, Н. Ф. Филатов, государственные деятели – М. М. Сперанский, А. Б. Куракин, С. Ф. Голицын и другие.

Выберите из списка 3 языковые семьи, на которых говорят коренные жители Пензенской области: русские, татары, мордва, чуваши.

Индоевропейская
Семито-хамитская
Уральская
Алтайская
Дравидская

Русские – представители славянской группы Индоевропейской языковой семьи. Мордва – представители финно-угорской группы Уральской языковой семьи. Татары, Чуваши – представители тюркской группы Алтайской языковой семьи. Источник: Пензенская энциклопедия: 80-летию Пензенской области посвящается: в 2 т. / редсовет: О. В. Ягов (предс.) [и др.]; гл. ред. А. Ю. Казаков. – [2-е издание, уточненное и дополненное]. – Пенза: Областной издательский центр, 2019. Т. 1, Т.2. 2019.

Правильный ответ: Индоевропейская, Уральская, Алтайская

В Пензенской области есть район, где большую часть населения составляют мордва. Выберите район:

Пензенский
Шемышейский
Спасский
Лунинский
Сосновоборский

Мордва – народ, коренное население Пензенской области, самая многочисленная общность среди представителей финно-угорской группы Уральской языковой семьи на территории России. Численность мордвы в Пензенской области (2010) – 54703 чел. (4,1% от обшей численности населения области). По переписи 2010 больше всего мордовского населения проживает в г. Пензе – 9018; в Шемышейском районе – 7973 (более 50% от всего населения района). Источник: Пензенская энциклопедия: 80-летию Пензенской области посвящается: в 2 т. / редсовет: О. В. Ягов (предс.) [и др.]; гл. ред. А. Ю. Казаков. – [2-е издание, уточненное и дополненное]. – Пенза: Областной издательский центр, 2019. Т. 1, 2019. – С. 805.

Правильный ответ: Шемышейский

В Пензенской области находится самое крупное татарское село в Европе. Выберите название села:

Верхняя Елюзань
Средняя Елюзань
Татарский Канадей
Исикеево
Кобылкино

Средняя Елюзань – самое крупное татарское село в Европе, крупнейший населённый пункт Городищенского района Пензенской области. Первое упоминание как татарской деревни в 1700 году. Источник: Средняя Елюзань: Страницы истории самого крупного татарского села России / Р. Т. Марданов, Н. Б. Китаева. — Казань: Татар. кн. изд-во, 2006.

Правильный ответ: Средняя Елюзань

Лишь одно село в Пензенской области является полностью чувашским. Выберите название села:

Неверкино
Бигеево
Юлово
Илим-Гора
Армиёво

Сегодня самым крупным чувашским селом Пензенской области является Илим-Гора. Названо по р. Илим и возвышенности, круче левого берега р. Илим-Кадады (больше известна как Емельянова сопка). Основана в кон. 17 – нач. 18 в. как деревня ясачных чувашей в Узинском стане Пензенского уезда. Этноним «чуваш» (чаваш) производят от названия булгарского племени сувар (или суваз). В русских и зарубежных источниках конца XV – нач. XVIII Чуваши известны под этнонимами «нагорные черемисы», «горные люди», «черемисские татары. Язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Источник: Пензенская энциклопедия: 80-летию Пензенской области посвящается: в 2 т. / редсовет: О. В. Ягов (предс.) [и др.]; гл. ред. А. Ю. Казаков. – [2-е издание, уточненное и дополненное]. – Пенза: Областной издательский центр, 2019. Т. 2, 2019. – С. 667. Полубояров Михаил Сергеевич Весь Пензенский край: историко-топографическое описание Пензенской области. — Москва: ООО «САМ полиграфист», 2016 — 813 с.

Правильный ответ: Илим-Гора

Мордовский народный эпос называется:

Калевала
Югорно
Масторава
Эдда
Калевипоэг

«МАСТОРАВА», эпическое произведение мордовского народа, оформленное в виде литературно-художественного книжного свода текстов мифов, эпических и обрядовых песен, легенд и сказаний, отразивших художественно-эстетический опыт народа, его историю, мировоззренческие, нравственные представления идеалы. Книга составлена мордовским фольклористом А.М. Шароновым. Источник: Пензенская энциклопедия: 80-летию Пензенской области посвящается: в 2 т. / редсовет: О. В. Ягов (предс.) [и др.]; гл. ред. А. Ю. Казаков. – [2-е издание, уточненное и дополненное]. – Пенза: Областной издательский центр, 2019. Т. 1, 2019. – С. 747. Первушкин В.И. Мордва Пензенской области. П., 2012; Масторава: морд. народный эпос. Саранск, 2012.

Правильный ответ: Масторава

Дух леса в татарских сказках называется:

Вирь-ава
Леший
Шурале
Арщюри
Шайтан

Шурале – антропоморфное мифическое существо татарских и башкирских сказок, персонификация духа леса. Обычно описывается как низкорослое, горбатое существо с длинными тонкими пальцами, длинными ногами, бородой и небольшим рогом на лбу. Убивает людей щекоткой. Отбивает лошадей от табуна и катается на них, может загнать лошадь до смерти. Шурале ловят, смазывая спину лошади смолой. Шурале боится воды, поэтому от него спасаются, перепрыгнув через речку или ручей. Герои сказок также обманывают Шурале, защемив ему пальцы в щель в дереве. Источник: Пензенская энциклопедия: 80-летию Пензенской области посвящается: в 2 т. / редсовет: О. В. Ягов (предс.) [и др.]; гл. ред. А. Ю. Казаков. – [2-е издание, уточненное и дополненное]. – Пенза: Областной издательский центр, 2019. Т. 1, 2019. – С. 787. Айгуль Габаши, «ШУРАЛЕ», журнал «Татарский мир» № 3, 2005.

Правильный ответ: Шурале

Дух леса в чувашской мифологии называется:

Леший
Арщюри
Шайтан
Вирь-ава
Шурале

В ранней чувашской мифологии большую роль играли персонажи низшей мифологии – разнообразные духи, бывшие воплощением природных явлений: Арсуи – дух леса, Вуташ – дух воды, Вупар – дух удушья, болезней и лунного затмения, Херт-сурт – домовой и др. Многие из духов носили дуалистический характер: воплощали и доброе, и злое начало. В чувашском пантеоне насчитывается более 200 богов и приданных им духов. Источник: Пензенская энциклопедия: 80-летию Пензенской области посвящается: в 2 т. / редсовет: О. В. Ягов (предс.) [и др.]; гл. ред. А. Ю. Казаков. – [2-е издание, уточненное и дополненное]. – Пенза: Областной издательский центр, 2019. Т. 1, 2019. – С. 787.

Правильный ответ: Арщюри

В одном из районов Пензенской области мордва издавна на Троицу проводит кулачные бои. Выберите район:

Шемышейский
Сосновоборский
Никольский
Белинский
Наровчатский

Мокшане Белинского района издавна Троицу празднуют совсем не так, как мордва других районов. На Троицу в последнее её воскресенье в селах организуются кулачные бои с четко регламентированным началом и концом, определенным числом обязательных участников, «судебной» коллегией, местом проведения состязания (луг возле с. Линевка). В празднике участвуют не только местные жители, но и по возможности все, кто когда-то покинул свою малую родину. Функции данного празднества разнообразны: весело провести время (и в старину, и сегодня играют в орлянку и карты), познакомиться с девушкой или юношей. Еще совсем недавно понравившейся красавице дарили орнаментированную узорами палочку или прут; считалось, что принятие подарка является знаком выражения согласия на будущие встречи. В кулачных боях выявляются сильнейшие мужчины. Возрастного ценза для участников боев практически никогда не существовало, лишь морально-этические нормы поведения сдерживали представителей среднего и старшего поколений. Источник: Первушкин В. И., Прошкин В. Я. Мордва Пензенской области / В.И. Первушкин, В.Я. Прошкин; под общей ред. д-ров ист. наук, проф. В.И. Первушкина и В.А. Юрченкова – Пенза, 2010. С. 82-83.

Правильный ответ: Белинский

В одном из районов Пензенской области проживает особая этнографическая группа русского народа – «цураны». Выберите район:

Нижнеломовский
Вадинский
Земетчинский
Каменский
Лунинский

Коренные жители сѐл Земетчинского и Башмаковсого районов Пензенской области, чаще всего пожилые люди, отличаются необычным произношением слов: вместо звука «ч» они произносят «ц». За эту особенность с давних времѐн за ними закрепилось прозвище «цураны».Это жители сел Ушинки, Ижморы, Вяземки, с.Троицкое, Знаменское и Куземкино. Иногда их называют суранами. Они как бы цокают – (замена ч на ц) «целавек, цасы, пецка, цугунок». Источник: Мещера-край 2014: Альманах по истории и культуре Мещерского края / Ред.-сост. С.С. Михайлов; Независимая ассоц. исследователей Зап. Мещѐры «Гуслиц.перекресток». М, 2014. – 296 с. «Моя малая Родина». — Пенза: ПГПУ, 2004 -; 20 см.Вып. 14 : Материалы Всероссийской научно-практической конференции / [под общ. ред Н. П. Берляковой], 2016 — 218 с.

Правильный ответ: Земетчинский

Выберите какому народу Пензенской области принадлежит национальный женский головной убор:

Надо выбрать из предложенных вариантов: Мордва, Русские, Татары, Чуваши

Кичка
Панга
Калфак
Сурпан

Важную роль в женской одежде играли головные уборы. В основном носили кички и платки, причем в каждом районе Пензенской губернии и даже селе они имели отличия в деталях. Общим для женских головных уборов является то, что они всегда полностью прикрывали голову, чтобы не было видно волос, – это связано с древними поверьями и традициями. Кичка состояла из твердого надлобного возвышения, к-рое изготовлялось из простеганного холста или луба. Оно крепилось к волоснику, сшитому из холста в виде плотно облегающего чепца. Кутенков П.И. Великорусская народная женская сряда (одежда) Пензенской и Тамбовской губерний: середина XIX – середина XX столетий. Пб.; Пенза, 2003 Важное место в мордовской народной женской одежде занимали головные уборы. Головные уборы эрзянок (панго, шлыган, сорока) делались на твердой основе и имели форму цилиндра, полуцилиндра, конуса, реже лопатообразную. Их основу изготовляли из луба и бересты. Мокшанские головные уборы (панга, златной) делались на мягкой основе путем различных вариантов ношения платка, шали, полотенца. Первушкин В. И., Прошкин В. Я. Мордва Пензенской области / В.И. Первушкин, В.Я. Прошкин; под общей ред. д-ров ист. наук, проф. В.И. Первушкина и В.А. Юрченкова – Пенза, 2010. С. 82-83. Замужние чувашские женщины повязывали голову полотенцеобразным холщовым головным убором (сурпан), поверх которого надевали шапочку-хушпу в форме усеченного конуса с длинной лопастью сзади, украшенной монетами и бисером. Чуваши: Этническая история и традиционная культура / сост. В.П. Иванов, В.В. Николаев, В.Д. Дмитриев. М., 2000; Николаев В., Иванов-Орков Г., Иванов В. Чувашский костюм от древности до современности. М.; Чебоксары; Оренбург, 2002; В группе женских головных уборов татарок можно выделить богато украшенный праздничный калфак, имеющий несколько вариантов и разнообразный по материалу изготовления и способу декорирования. В девичьем варианте калфака отчетливо выражена его первоначальная функция волосника. В костюме замужней женщины головной убор должен был закрывать не только волосы, но также шею, плечи и спину. Традиционный калфачок видоизменялся, во второй половине XIX в. его стали шить преимущественно из однотонного бархата, а налобная повязка трансформировалась в расшитый околыш на жесткой основе (тонкий картон; бумага, простеганная с тканью). Как указывает современный исследователь татарской одежды Р. Г. Мухамедова, бархатные калфачки с твердым околышем (мангайча — «налобник») и мягким верхом (капчык -«мешочек») в конце XIX – начале XX вв. вошли в комплекс женской и девичьей одежды татар. Миниатюрные калфаки-наколки – особая разновидность старинного убора, вошедшая в моду в начале XX в. в сочетании с фабричным платком; среди казанских татарок они были распространены повсеместно. Источник: Пензенская энциклопедия: 80-летию Пензенской области посвящается: в 2 т. / редсовет: О. В. Ягов (предс.) [и др.]; гл. ред. А. Ю. Казаков. – [2-е издание, уточненное и дополненное]. – Пенза: Областной издательский центр, 2019. Т. 2, 2019. – С. 85-88.

Правильный ответ:

Кичка — Русские
Панга — Мордва
Калфак — Татары
Сурпан — Чуваши

Happy
Happy
16
Sad
Sad
7
Excited
Excited
3
Sleepy
Sleepy
2
Angry
Angry
13
Surprise
Surprise
6
Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Константин

    Какая река в Пензенской области с мордовского на русский язык переводиться «топкая, болотистая»?
    а. Мокша
    б. Пенза
    в. Айва
    г. Сура
    д. Вядя
    Правильный ответ: б (Пенза)

    Пенза, левый приток Суры. Длина 60 км, уклон 1 м / км. При старом русле реки Пензы и до постройки города ее устье располагалось в болотистом низовье (ныне – новое русло Суры), а верховья – в степи. Впервые упоминается в таком виде в «Книге Большому чертежу» (c карты – «чертежа» конца 16 века). Однотипные гидронимы распространены на мордовских территориях: в Поволжье две Пензятки, Сухая и Мокрая Пензы, Пензелейка в бассейне реки Теши, Пензина поляна на реке Выше. Предлагались этимологии на основе мордовской лексики: пензо – «его конец» (якобы конец мордовских владений), пенсаме – «конец хода, до конца», пезнака – «топкая, болотистая» (Никонов, 1966, с. 324). Источник: Полубояров М.С. Мир древних топононимов // Древности Пензенского края в зеркале топонимики. М., 2003. С. 148-150.

    Ответить