Большой этнографический диктант 2020 года — Коми

Ответы на вопросы — Большой этнографический диктант 2020 года:

Большой этнографический диктант Коми

Содержание
  1. Коми
  2. Как сегодня называется языковая семья, в состав которой входит коми язык?
  3. Представители каких этнических групп составляли большую часть отряда Ермака, который в 1581 г. двинулся на завоевание Сибирского ханства?
  4. Представители какой этнической группы составляли большинство населения первой «столицы» Коми земли Усть-Выми вплоть до XVIII столетия?
  5. Северные коми многое заимствовали у соседних народов. Что было позаимствовано у ненцев?
  6. Первопоселенцем села Слобода (в настоящее время располагается Эжвинский р-н г. Сыктывкара), согласно фольклорной традиции, был некий колдун.
  7. В Коми, как и в других регионах, много святых мест, включая святые источники.
  8. Какая коми деревня благодаря своему архитектурному ансамблю и герою легенд Йиркапу стала известна за пределами республики?
  9. Какая культурная группа или группы, проживающая/проживающие на территории Коми, использовали собачьи упряжки как средство передвижения?
  10. По одной из версий коми мифологии, Ош (медведь) считался сыном верховного божества Ена, вместе с которым он некогда жил на небе.
  11. По народным поверьям не все деревья подходили для строительства. При строительстве нельзя было использовать деревья с двумя вершинами. Почему?

Коми

Дата образования Республики Коми 22 августа 1921 года. Столица город Сыктывкар. Численность населения 248,2 тыс. человек. Расстояние от столицы до Москвы 1410 км.

Как сегодня называется языковая семья, в состав которой входит коми язык?

Финно-угорская
Угро-финская
Уральская
Уральско-Юкагирская

Уральская языковая семья: народы, регионы и страны. Этнополитический справочник. Издание второе, исправленное и дополненное, иллюстрированное/под ред. Ю.П.Шабаева, А.П.Садохина, В.Э.Шарапова. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015.

Правильный ответ: Уральская

Представители каких этнических групп составляли большую часть отряда Ермака, который в 1581 г. двинулся на завоевание Сибирского ханства?

Русские из Прикамья (Сольвычегодска)
Казаки
Зыряне Яренского уезда и казанские татары
Наемники – немцы и литовцы

Жеребцов Л.Н. Историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами. Х – начало ХХ в. М.: Наука, 1982; Народы Севера России: обычаи, традиции, культура: справочник/Под ред. Ю.П.Шабаева, А.П.Садохина. М.: Кнорус, 2017.

Правильный ответ: Зыряне Яренского уезда и казанские татары

Представители какой этнической группы составляли большинство населения первой «столицы» Коми земли Усть-Выми вплоть до XVIII столетия?

Коми-зыряне
Русские
Манси
Ханты

Гагарин Ю.В. Усть-Вымь. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1980; Многонациональная Республика Коми. Учебное пособие-справочник для госслужащих и образовательных учреждений/авторы-составители – Гончаров И.А., Рожкин Е.Н., Шабаев Ю.П., Штраллер О.Ф. Сыктывкар, 2009.

Правильный ответ: Русские

Северные коми многое заимствовали у соседних народов. Что было позаимствовано у ненцев?

Пища и столовая утварь
Повседневная и праздничная нательная одежда
Стационарные жилища и надворные постройки
Верхняя одежда и оленеводческий комплекс

Зырянский мир. Очерки о традиционной культуре коми народа. Издание второе, исправленное и дополненное. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2004.

Правильный ответ: Верхняя одежда и оленеводческий комплекс

Первопоселенцем села Слобода (в настоящее время располагается Эжвинский р-н г. Сыктывкара), согласно фольклорной традиции, был некий колдун.

Как его звали?

Кöртайка
Ошлапей
Дарук Паш
Шыпича

Шыпича — коми-зырянский фольклорный герой, могучий колдун. Первопоселенцем у устья реки Сысолы называли некоего колдуна по имени Шыпича, будто бы поселившемся первым на месте с. Слобода – нынешняя Эжва. Коми легенды и предания / сост., авт. предисл. Ю. Г. Рочев. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1984. — 176 с. Жаков К. Ф. Под шум северного ветра: рассказы, очерки, сказки и предания / Каллистрат Жаков; [сост., вступ. ст. А. И. Туркин]. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1990. – 460, [1] с.

Правильный ответ: Шыпича

В Коми, как и в других регионах, много святых мест, включая святые источники.

В каком селе Республики Коми и его окрестностях находятся 12 святых источников?

Усть-Вымь
Ыб
Деревянск
Объячево

Почти в каждой ыбской деревне имелись часовни и святые источники, вода в каждом из которых была разной по вкусовым качествам и минеральному составу. Считается, что до революции в Ыбе имелось 16 святых источников, сегодня пока известны 12 Жеребцов И.Л. Где ты живёшь: населённые пункты Республики Коми. Историко-демографический справочник. – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1994. – 272 с.

Правильный ответ: Ыб

Какая коми деревня благодаря своему архитектурному ансамблю и герою легенд Йиркапу стала известна за пределами республики?

Троицк
Фроловск
Кони
Лопыдино

Деревня Кони в Княжпогостском районе республики названа заповедником народного деревянного зодчества коми. А. В. Ополовников, И. В. Маковецкий, М. И. Мильчик, И. Н. Шургин и многие другие известные исследователи восхищались красотой деревни Кони. Деревня Кони знаменита тем, что именно в ней жил легендарный охотник Йиркап, который охотился с помощью волшебных лыж на Синдорском озере. Приказ Министерства культуры Республики Коми от 15.12.2008 г. №522/од.

Правильный ответ: Фроловск

Какая культурная группа или группы, проживающая/проживающие на территории Коми, использовали собачьи упряжки как средство передвижения?

Колвинские ненцы
Усть-цилемы и коми-ижемцы
Коми-ижемцы
Коми-ижемцы и верхнепечорцы

Конаков Н.Д. Транспорт традиционный коми//Республика Коми. Энциклопедия. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2000. Т.3.

Правильный ответ: Коми-ижемцы и верхнепечорцы

По одной из версий коми мифологии, Ош (медведь) считался сыном верховного божества Ена, вместе с которым он некогда жил на небе.

Однажды Ош увидел, как женщина что-то уронила, слез с неба на землю и съел то, что она уронила. Ен рассердился на сына за это и лишил его права жить на небе. Что съел Ош?

Ячменное зернышко
Ягоду брусники
Половинку горошины

Однажды Ош увидел, как одна женщина уронила половинку горошины, слез с неба на землю и съел её. Жаков К.Ф. 1901. Языческое миросозерцание зырян // НО. — №3 Доронин П.Г. 1924. Пережитки старины в быте крестьян Прокопьевской волости, Устьвымского уезда // КМ. – Усть-Сысольск. №1

Правильный ответ: Половинку горошины

По народным поверьям не все деревья подходили для строительства. При строительстве нельзя было использовать деревья с двумя вершинами. Почему?

Дерево имело две макушки и считалось некачественным для строительства
Дерево имело две души и могло принести несчастье
Дерево символизировало идею стабильности и благополучия жизни
Дерево могло повлиять негативно на здоровье рождённых в доме

У народов коми существовал запрет рубить на постройку дома деревья с наростами, двумя вершинами, так как, по народным представлениям, оно имело две души и могло принести несчастье. Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов Коми ХIХ – начало ХХ. // М. 1958, с. 328

Правильный ответ: Дерево имело две души и могло принести несчастье

Happy
Happy
3
Sad
Sad
4
Excited
Excited
1
Sleepy
Sleepy
1
Angry
Angry
15
Surprise
Surprise
4
Оцените статью
Добавить комментарий

  1. 12

    Ответов нет, скопировал, вставил

    Ответить