Большой этнографический диктант 2020 года — Чувашия

Ответы на вопросы — Большой этнографический диктант 2020 года:

Большой этнографический диктант Чувашия

Содержание
  1. Чувашия
  2. «Егдаж переплавишася Суру реку, тогда и Черемиса Горняя, а по их Чуваша зовомые,
  3. В 2020 г. исполнилось 100 лет со времени образования Чувашской автономной области.
  4. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г. в Чувашской Республике проживает 323,3 тыс. русских.
  5. Представители тюркской группы народов России проживают сегодня преимущественно на территории Поволжья, Урала, Южной Сибири и Алтайского края.
  6. Чуваши с древности занимались сбором мёда и воска диких пчел. Технология пчеловодства усовершенствовалась.
  7. Как называется девичий головной убор чувашей, представляющий собой полусферическую шапочку с навершием,
  8. Традиционное чувашское колбасное изделие, считающееся деликатесом, праздничным блюдом.
  9. Ниме – это:
  10. В трудах по истории архитектуры, изданиях, посвященных вопросам искусства,
  11. Его имя известно далеко за пределами малой родины. Это был человек поистине нескончаемой энергии и большого таланта.

Чувашия

Чувашская Республика является той срединной российской землей, где издревле в мире и согласии сосуществовали славянские, тюркские и финно-угорские народы православного и мусульманского вероисповеданий. За многие годы в Чувашии не было ни одного межэтнического конфликта. Здесь стабильная политическая ситуация. Республика отличается выгодным географическим положением, располагаясь в среднем течении реки Волга, в центре европейской части России.

«Егдаж переплавишася Суру реку, тогда и Черемиса Горняя, а по их Чуваша зовомые,

язык особливый, начаша встречати по пяти сот и по тысяще их, аки бы радующеся цареву пришествию». Кому принадлежат эти строки (выберите из списка ниже правильный вариант)?

А. Курбский
Герард Фридрих Миллер
Петр Симон Паллас
И. И. Лепехин

Андрей Михайлович Курбский (1528 – 1583) – князь, политический и военный деятель, писатель-публицист. Вначале был близок к Ивану IV, входил в Избранную раду, как военачальник участвовал в Казанских походах 1545-1552 гг., в подавлении мятежей в Казанской земле в 1553-1557. Был поставлен Иваном IV во главе русских войск в Прибалтике, но в 1564 г. сбежал в Литву, воевал против России. Как идеолог боярской оппозиции отправлял Ивану IV послания, в 1573 г. написал «Историю о великом князе Московском» – памфлет против Ивана IV. В этой книге есть достоверные свидетельства о многих событиях в России. Особенно ценны в ней описания Казанских походов 1545-1552 гг., взятия Казани и подавления мятежей 1553-1557 гг., сведения о чувашах, марийцах, татарах. Касаясь чувашей западных районов бывшего Казанского ханства, Курбский писал о встречах ими русских войск в начале августа 1552 г.: «Егда же переплавишася Суру реку, тогда и Черемиса Горняя, а по их Чуваша зовомые, язык особливый, начаша встречяти по пяти сот и по тысяще их, аки бы радующеся цареву пришествию: понеже в их земле поставлен он, предреченный град на Свияге». ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК: Курбский А.М. «Историю о великом князе Московском».

Правильный ответ: А. Курбский

В 2020 г. исполнилось 100 лет со времени образования Чувашской автономной области.

Назовите дату преобразования Чувашской автономной области в Чувашскую Автономную Советскую Социалистическую Республику в 1925 г.

13 февраля
21 апреля
24 июня
30 ноября

5 февраля 1925 г. Политбюро ЦК РКП(б) образовало специальную комиссию для рассмотрения вопроса о Чувашской Республике, которая на заседании 14 февраля 1925 г. высказалась за принятие комплекса мер по улучшению экономического положения области. 19 февраля Политбюро ЦК РКП(б) признало целесообразными преобразование Чувашской автономной области в автономную республику и расширение её территории за счёт части Алатырского уезда с г. Алатырь. 21 апреля 1925 г. решение высшего партийного органа юридически оформил Президиум ВЦИК, приняв декрет «О преобразовании Чувашской автономной области в Автономную Социалистическую Советскую Республику» в существующих границах, входящую как федеративная часть в состав РСФСР. Постановление подписали председатель ВЦИК М.И. Калинин и секретарь ВЦИК А.С. Киселёв. Чувашская Автономная Советская Социалистическая Республика явилась высшей формой советской автономии, государственно-политической автономией, несуверенным государством, имеющим все атрибуты государственности (законодательство, правительство, Верховный суд и другие центральные органы управления). ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК: Клементьев В.Н. История национальной государственности чувашского народа. В двух книгах. Кн. 2: Создание чувашской государственности,1920–1925. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2018. С. 199–201; Клементьев В.Н. Чувашская АССР // Чувашская энциклопедия.

Правильный ответ: 21 апреля

По данным Всероссийской переписи населения 2010 г. в Чувашской Республике проживает 323,3 тыс. русских.

В каком из городов республики русское население имеет самый высокий по численности удельный вес?

Ядрин
Чебоксары
Алатырь
Козловка

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 г. в г. Алатырь проживало 38203 человек, из них русского городского населения – 31619 человек. Соответственно, удельный вес русских Алатыря составлял 82,8 %. Для сравнения: по переписи 2010 г. в г. Чебоксары, который до начала XX в. являлся «русским» городом с преобладающим большинством русского населения, проживало 453721 человек, из них русских – 143880 человек, исходя из указанных данных, удельный вес русских Чебоксар составлял 31,7 %. ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК: Подсчитано по: Национальный состав населения по городским округам и муниципальным районам // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике. Всероссийская перепись населения 2010 года.

Правильный ответ: Алатырь

Представители тюркской группы народов России проживают сегодня преимущественно на территории Поволжья, Урала, Южной Сибири и Алтайского края.

Большинство современных тюрок – мусульмане, но есть также православные христиане. Назовите самый многочисленный тюркский народ, большинство которого исповедует православие (выберите из списка ниже правильный вариант)?

хакасы
чуваши
якуты
татары-кряшены

Правильный ответ «Чуваши». Основное вероисповедание чувашей – православное христианство. Православие начало проникать на территорию современной Чувашии после присоединения народов Среднего Поволжья к России в середине XVI в. ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК: Иванов В.П. Особенности социально-культурных процессов // Чуваши / отв. ред. В.П. Иванов, А.Д. Коростелев, Е.А. Ягафова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Чувашский государственный институт гуманитарных наук. М.: Наука, 2017 (Народы и культуры). С. 562.

Правильный ответ: чуваши

Чуваши с древности занимались сбором мёда и воска диких пчел. Технология пчеловодства усовершенствовалась.

Какая форма пчеловодства являлась наиболее ранней?

Колодное пчеловодство
Лесное пчеловодство
Бортевое пчеловодство
Рамочные ульи

У предков чувашского народа с древности существовало бортничество – сбор меда и воска диких пчел. Ранней весной люди отправлялись в леса проверять борти и искать новые пчелиные гнезда. Борти принадлежали отдельным крестьянам и передавались по наследству. На ствол дерева владелец наносил знак семейно-родовой собственности – тамгу. ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК: Фокин П.П. Пчеловодство // Чуваши / отв. ред. В.П. Иванов, А.Д. Коростелев, Е.А. Ягафова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Чувашский государственный институт гуманитарных наук. М.: Наука, 2017 (Народы и культуры). С. 168.

Правильный ответ: Бортевое пчеловодство

Как называется девичий головной убор чувашей, представляющий собой полусферическую шапочку с навершием,

сшитую из 1–2 слоёв плотного холста, украшенную бисером и монетами?

Тухья
Хушпу
Масмак
Сурпан

Тухья – головной убор чувашских девушек (замужние женщины его не одевали), полусферическая шапочка, сшитая из плотного холста и украшенная бисером и монетами. Тухья бытовала двух видов: шлемовидные с характерным конусом-навершием с узором из цветного бисера (у низовых чувашей), а также полусферические с бисерным «знаком Солнца» на макушке (у средненизовых). Она застегивалась кожаными или холщовыми наушниками или ремешками, украшенными монетами. ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК: Иванов-Орков Г.Н., Матвеев Г.Б., Иванов В.П. Народный костюм // Чуваши / отв. ред. В.П. Иванов, А.Д. Коростелев, Е.А. Ягафова; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Чувашский государственный институт гуманитарных наук. М.: Наука, 2017 (Народы и культуры). С. 257–258.

Правильный ответ: Тухья

Традиционное чувашское колбасное изделие, считающееся деликатесом, праздничным блюдом.

Изготавливается путем медленного запекания начиненного мясом и чесноком бараньего желудка. Дайте название блюда:

Эчпочмак
Тултармăш
Шăрттан
Хуплу

Шăрттан – мясное блюдо традиционной чувашской пищи. Готовили из баранины: тщательно промытый желудок начиняли мелко нарезанным и хорошо подсоленным жирным мясом без костей, зашивали суровыми нитками и запекали на сковороде в печи в несколько приёмов в течение 3–4 дней. Жидкость, стекавшую на сковороду, сливали. Правильно приготовленный Ш. хранился долго. Считался наиболее предпочтительным угощением для почётных гостей. ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК: Матвеев Г.Б. Шăрттан // Чувашская энциклопедия.

Правильный ответ: Шăрттан

Ниме – это:

Плата за невесту в традиционной чувашской свадьбе
Головной убор чувашей
Обычай общественной коллективной взаимопомощи чувашей
Похоронно-поминальный праздник чувашей

Чувашский обычай взаимопомощи ниме (помочь) применялся при уборке зерна, сена, земельных работах, строительстве домов, ремонте мостов и дорог, устройстве запруд, лесоразработках, установке полевых ворот и ограды, вывозе навоза на поля, обработке шерсти, льна, рукоделии и т.д. Предводитель обряда ниме пуçĕ объезжал деревню и земельные участки с красным флагом, призывая крестьян песней ниме юрри присоединиться к помощи. Чуваши дружно собирались в указанном месте и приступали к работе. Помочане довольствовались одним угощением. Вместе с тем отказ от участия в ниме резко осуждался общественным мнением. ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК: Егоров Д.В. Традиции общественной жизни // Этнография чувашского народа / под ред. В.П. Иванова. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2017. С. 193–194.

Правильный ответ: Обычай общественной коллективной взаимопомощи чувашей

В трудах по истории архитектуры, изданиях, посвященных вопросам искусства,

при описании знаменитой ограды Летнего сада в Санкт-Петербурге непременно называется имя этого архитектора. Академик И.Г. Грабарь эту ограду назвал непревзойденным по всей Европе венцом архитектурно-декоративного искусства. Назовите имя архитектора (выберите из списка ниже правильный вариант)?

Спиридон Михайлов
Петр Кикин
Пётр Егоров
Алексей Крылов

Пётр Егорович Егоров (1731-1789) – уроженец чувашской земли, архитектор, живописец, график, представитель раннего этапа развития русского классицизма, один из его талантливых основоположников. С 1770 г. началось возведение ограды Летнего сада в Санкт-Петербурге. Первый проект ограды, составленный И.Б.Фоком, не был осуществлён. В сентябре 1772 г. по распоряжению Конторы строений Егоров приступил к переработке проекта Фока. Он составил три варианта этой ограды, прежде чем пришёл к окончательному решению, предложил несколько вариантов верхних украшений к малым и большим воротам, осуществлял архитектурный контроль над работами, принимал от исполнителей изготовленные детали решёток и украшений. Одновременно работал (1771-1773гг.) над возведением домов адмиралов Г.А. Спиридова и А.Н. Сенявина, Рождественской церкви на Песках. В июле 1786 г. строительство ограды Летнего сада в Санкт-Петербурге завершилось. Прозрачная ограда, отделяющая сад от набережной Невы, со спокойным рядом гранитных столбов и чугунной решёткой, чёткий узор которой оживлён изящными бронзовыми позолоченными вставками, принадлежит к шедеврам не только русского, но и мирового искусства. ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК: Всеобщая история архитектуры. Т. 6. М., 1968; Кузнецова Э.Ф. Архитектор Пётр Егоров. Ч., 2003.

Правильный ответ: Пётр Егоров

Его имя известно далеко за пределами малой родины. Это был человек поистине нескончаемой энергии и большого таланта.

Он является автором нижеприведенных строк «Верьте в Россию, любите её, и она будет Вам матерью» г. Симбирск, 4 августа 1921 года

Спиридон Михайлов
Петр Хузангай
Петр Егоров
Иван Яковлев

Иван Яковлевич Яковлев (1848 – 1930) – деятель культуры и просвещения народов Поволжья, педагог-демократ, создатель современной чувашской письменности и нового типа национальной школы, общественный деятель.Яковлев открыл в Симбирске частную школу (1868 г.), которая в последующем стала первой национальной школой, первым педагогическим учебным заведением чувашского народа – Симбирской чувашской школой. Составил чувашский алфавит на основе русской графики и букварь. Организовал и руководил педагогическими курсами и съездами народных учителей, открыл множество сельских школ для народов Среднего Поволжья. Яковлев оказывал всестороннюю педагогическую помощь учителям в совершенствовании методов преподавания и воспитания. Разработал и успешно внедрил в жизнь теорию обучения в многоязычной начальной школе. ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК: С думой о народном просвещении: Из переписки. Ч., 1998; Верьте в Россию и любите её. Ч., 2002.

Правильный ответ: Иван Яковлев

Happy
Happy
1
Sad
Sad
4
Excited
Excited
0
Sleepy
Sleepy
0
Angry
Angry
8
Surprise
Surprise
1
Оцените статью
Добавить комментарий