Ответы на Большой этнографический диктант 2021 Свердловская область

Свердловская область сегодня — это крупная экономически развитая территория России с высоким уровнем деловой, культурной и общественной активности, один из наиболее перспективных субъектов Российской Федерации. По большинству основных социально-экономических показателей развития Свердловская область входит в первую десятку регионов Российской Федерации. Официальный сайт Свердловской области. Кулответ.ру приглашает всех на диктант, это будет увлекательно. Свердловчане могут стать участниками просветительской акции «Большой этнографический диктант-2021» по Свердловской области, который будет проходить с 3 по 7 ноября.

Большой этнографический диктант Свердловская область

Вопросы с ответами Большой этнографический диктант по Свердловской области

Чтобы ответить на вопросы Диктанта необходимо с 00:01 3 ноября по 23:59 7 ноября, надо зайти на официальный сайт акции БЭД и после прохождения небольшой регистрации с обязательным указанием страны и региона, выбрать правильные варианты ответов, классный ответ поможет вам с выбором, но мы не гарантируем, что всё будет верно, так что не стоит торопиться, давайте обсуждать ответы в комментариях. Всего 30 вопросов, 20 из них для всех одинаковы, а 10 имеют отношение к региону, они так и называются, региональная часть Диктанта.

Вопрос №21

Как принято называть представителей уральской субэтнической группы русского народа, связанной со старообрядчеством?

Несколько вариантов:

а. Беспоповцы
б. Чалдоны
в. Двуперстники
г. Кержаки

Два очерка о старообрядцах — Журнальный зал Алексей Корюков. Два очерка о старообрядцах. Опубликовано в журнале Урал, номер 9, 2012 «На Урале их называют по-разному: кержаками, раскольниками, староверами, старообрядцами. Думаю, что самое правильное — староверы, так как мы — православные христиане старой веры, не пожелавшие принять церковную реформу середины семнадцатого века, проведенную патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем Романовым».

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Кержаки

Вопрос №22

С какими историческими событиями связано первое массовое появление на Среднем Урале лиц лютеранского вероисповедания?

Несколько вариантов:

а. Победа России в Северной войне, в результате чего значительное количество пленных шведов-лютеран было направлено на уральские заводы
б. В правление Анны Иоанновны в Россию, а затем на Средний Урал в массовом порядке стали переселять немцев-крестьян лютеранского вероисповедания
в. Основание Екатеринбурга Вильгельмом де Гениным, который по вероисповеданию был лютеранин и привез с собой большое количество единоверцев
г. В массовом порядке пленные немцы-лютеране появились на Среднем Урале в годы Первой мировой войны

Е.М. Главацкая Лютеране среднего Урала в XVIII — второй половине XIX в.: институты, расселение, численность «Появление институтов лютеранства на Урале непосредственно связано с победой России в Северной войне. Результатом поражения шведов под Полтавой стало пленение нескольких тысяч военнослужащих шведской армии, среди которых были и пасторы, исполнявшие функции военных капелланов. ………пленных шведов в 1710 г. стали переводить подальше от границ, в восточные районы страны. Значительная часть была направлена на уральские заводы, так что лютеранские общины возникли, прежде всего, на территории заводских поселений. О численности первых общин можно судить на основании того, что только в Алапаевском заводе в 1710 г. сложилось целое поселение пленных шведов — около 200 человек, которых духовно окормлял приехавший уже добровольно пастор. Вплоть до заключения Ништадтского мирного договора шведы работали и на демидовском Невьянском заводе. Помимо военнослужащих в плену оказались их жены и дети, сопровождавшие их в походах. Члены семей пленных разделили их судьбу, последовав в глубину страны, на Урал и в Сибирь».

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Победа России в Северной войне, в результате чего значительное количество пленных шведов-лютеран было направлено на уральские заводы

Вопрос №23

Какой из нижеприведенных топонимов в Свердловской области имеет тюркоязычное происхождение?

Несколько вариантов:

а. Гальянка
б. Елань
в. Сосьва
г. Тавда

ЕЛАНЬ — что такое в Этимологическом словаре русского языка елань ела́нь яла́нь ж. \[также ела́нка, диал. – Т.\ «луг, поляна, просторная просека в лесу», пенз., тамб., воронежск., самарск., сиб. (Преобр.). Заимств. из тюркск.: ср. башк., тат. jalan, алт., тел., кюэр., леб. jalaŋ «поле, долина, равнина», бараб., тел., уйгур. jalaŋ «нагой, голый», шорск. čalaŋ «равнина» (Радлов 3, 157, 1879): см. Корш, Акад. Сл.; Преобр. I, 213; Калима 7.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Елань

Вопрос №24

Назовите известного уральского ученого-физика и педагога, принимавшего деятельное участие в национально-культурной и религиозной жизни еврейской общины Екатеринбурга в конце 80-х –90-х гг. XX века?

Несколько вариантов:

а. Абрам Константинович Кикоин
б. Иоэль Гильевич Малкин
в. Исаак Яковлевич Постовский
г. Лев Вениаминович Люльев

Кикоин Исаак: Электронная еврейская энциклопедия ОРТ «Брат Кикоина, Абрам (1914–99), физик-экспериментатор, педагог. Окончил Ленинградский политехнический институт в 1934 г. Работал в Ленинградском ФТИ (1934–36), Украинском ФТИ (Харьков, 1936–41), заведующим лабораторией в Институте физики металлов (Свердловск, 1943–71), заведующим кафедрой общей физики Уральского политехнического института (1946–53), был профессором кафедры общей физики Уральского государственного университета (1965–85, Свердловск). Автор школьных учебников по физике (совместно с Кикоиным и др.), учебника «Молекулярная физика» (для вузов, совместно с Кикоиным). Учебники переиздавались и переведены на многие языки. Основные научные работы — в области физики низких температур (совместно с Л. Шубниковым выполнил первую в СССР и третью в мире работу по свойствам сверхтекучего гелия), физики металлов и сплавов, физики радиационных дефектов и др. В последние годы жизни занимался просветительской деятельностью в еврейской общине Екатеринбурга, писал популярные статьи по истории еврейского народа. Переводил с иврита и идиш еврейские пьесы и стихи. За новый перевод пьесы «Диббук» [С. Ан-ского] на русский язык получил премию Джойнта».

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Абрам Константинович Кикоин

Вопрос №25

Свердловская область стала одним из первых регионом России, в котором стал широко праздноваться такой межнациональный праздник. Как называется этот праздник?

Несколько вариантов:

а. День мира и согласия на Среднем Урале
б. Акатуй-Урал
в. День народов Среднего Урала
г. Уральский Сабантуй

Указ Губернатора Свердловской области от 23.09.2008 г № 1022-УГ О праздниках Свердловской области В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 44 Устава Свердловской области, в целях усиления социально-политических позиций Свердловской области, развития исторических традиций, укрепления единства и дружбы народов, проживающих на территории Свердловской области, постановляю: 1.Установить следующие праздники Свердловской области: 1) День образования Свердловской области — 17 января; 2) День народов Среднего Урала — вторая суббота апреля; 3) День Устава Свердловской области — 23 декабря; 4) День пенсионера в Свердловской области — последнее воскресенье августа. 2.В дни праздников Свердловской области, предусмотренных пунктом 1 настоящего Указа, в Свердловской области проводятся мероприятия общественно-политического и культурного характера. 3.Органам государственной власти Свердловской области осуществлять подготовку и проведение мероприятий, посвященных праздникам Свердловской области. 4.Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области, организациям, расположенным на территории Свердловской области, принимать участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных праздникам Свердловской области. 5.Настоящий Указ опубликовать в «Областной газете». Губернатор Свердловской области Э.Э.РОССЕЛЬ г. Екатеринбург 23 сентября 2008 года N 1022-УГ

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): День народов Среднего Урала

Вопрос №26

В XVI-XVII вв. происходит массовое заселение территории Урала русскими. Выходцами с каких территорий России преимущественно были эти переселенцы?

Несколько вариантов:

а. Малороссия
б. Москва и Подмосковье
в. Русский Север, Вятка, Прикамье
г. Центральная Россия и Поволжье

Cправочник Религии Свердловской области. Белобородов С. А. Народы на Среднем Урале: информационно‐справочное издание / С. А. Белобородов, А. Н. Старостин, П. Е. Суслонов; Министерство культуры Свердловской области, Свердловская областная межнациональная библиотека. – Екатеринбург: СОМБ, 2019. – 602 с. – (Средний Урал: народы, культуры, религии. Выпуск 2). – стр. 73, 75-76. «Но основной формой стала стихийная крестьянская колонизация. На ее первом этапе значительную часть переселенцев составляли черносошные («государевы») крестьяне Русского Севера и Поморья» «В ХVII в. на Урале складывается русское крестьянское старожильческое население. Формирование русского населения Урала происходило за счет переселенцев из разных территорий, но основу русского старожильческого населения заложили выходцы из районов Русского Севера, Вятки, Прикамья. В освоении Урала на начальном этапе в меньшей степени принимало участие среднерусское крестьянство из Центральной России и Поволжья. Отдельные села и деревни были основаны южнорусскими крестьянами. Таким образом, в основе этнокультурных комплексов Среднего Урала – севернорусский с элементами средне‐ и южнорусских традиций».

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Русский Север, Вятка, Прикамье

Вопрос №27

Какой автохтонный народ севера Свердловской области положил начало этногенезу современных венгров?

Несколько вариантов:

а. Башкиры
б. Манси
в. Татары
г. Немцы

Как кочевники-оленеводы с Крайнего Севера оказались в центре Европы и стали венграми «Начало I тысячелетия нашей эры в Евразии было отмечено вторжением гуннов и значительным похолоданием, что послужило началом Великому переселению народов. Волна передвижения подхватила и угорский этнос, населявший территории на границе южной тайги и лесостепи Западой Сибири, от Среднего Урала до Прииртышья — протоугров. От тех, что пошли на север, произошли ханты и манси, а те, что двинулись на запад, к Дунаю, были предками венгров, или мадьяр, как они называют себя сами – единственных представителей финно-угорской языковой семьи в Центральной Европе. Сами названия народов манси и мадьяр происходят от общего корня «мансэ». Некоторые ученые считают, что слова «вогулы» (устаревшее название манси) и «венгры» – созвучные варианты одного и того же имени. Собирательство, охота и рыболовство – вот чем занимались предки мадьяр, манси и хантов. Лексика, связанная с последними двумя занятиями, сохранилась в венгерском языке с тех самых пор. Базовые глаголы, слова, описывающие природу, семейные связи, родоплеменные и общинные отношения также имеют угорское происхождение. Любопытно, что венгерский язык больше похож на мансийский, чем на хантыйский. Первые два языка оказались более стойкими к заимствованиям из других и сохранили в себе больше от языка-предка».

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Манси

Вопрос №28

Этноним (самоназвание) какого народа, компактно проживающего на юго-западе Свердловской области, переводится как «мужчина, человек»?

Несколько вариантов:

а. Татары
б. Марийцы
в. Башкиры
г. Чуваши

Происхождение этнонима Cамоназвания марийцев — мари, марий («человек», «мужчина»), дореволюционное официальное название — черемисы. «Сейчас восточные марийцы компактно проживают в Башкирии, на юго-западе Свердловской и юго-востоке Пермской областей и составляют 25 – 27% общей численности марийцев. В Свердловской области насчитывается 39 сельских поселений марийцев, которые компактно проживают в Артинском, Ачитском, Красноуфимском, Нижнесергинском районах, а также в Екатеринбурге и других городах Свердловской области».

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Марийцы

Вопрос №29

В XIX – начале XX вв. татарские купцы из Казани активно приезжали на Средний Урал и вели торговлю. Какая ярмарка была местом их деятельности?

Несколько вариантов:

а. Шувакишская ярмарка
б. Шарташская ярмарка
в. Верхотурская ярмарка
г. Ирбитская ярмарка

Таиров Н.И. Tатары на Ирбитской ярмарке «Из законодательных источников изве­стно, что к середине XVIII в. уездные слу­жилые татары, в отличии от слободских, обладали меньшими привелегиями в обла­сти торговли, но могли совершать поездки «в Уфимский уезд и в другие места (в ука­зе: Санкт-Петербург, Астрахань, Ирбит­ская ярмарка, Оренбург) для торговых сво­их промыслов и покупок лошадей» при ус­ловии взятия у них «в приезде поруки и обязательства»1. Видимо, казанские сло­бодские татары могли это делать и рань­ше. Академик Иоганн Гмелин, побывав­ший на Ирбитской ярмарке в 1734 г., отме­чал: «Из чуждых национальностей были греки, татары различных племен». Учас­тие татар фиксируют современные авторы: «В «татарском» его конце \[Ирбита\] оста­навливались казанские ямщики…, в «теребиловке» — тоболяки: татары, ханты, ман­си…». Они также упоминают о татарах, которые «торговали мануфактурой «на ар­шин»». Анализ источников позволяет отчасти выявить товары, поступавшие из Ирбита в Казанский край. Так, К. Фукс, описывая стол казанских татар, указывал на сухие фрукты привезенные из Ирбита. В очень большом ходу были меха, счет которым шел на тонны. Во время торжища в февра­ле 1872 г. представители Казани закупили для дальнейшей обработки 30 тонн меха лисицы, около 8 тонн меха степного вол­ка6. На этой же ярмарке основные партии (до 1000 пудов) конского волоса, находи­лись у татарских купцов братьев Айтикиных».

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Ирбитская ярмарка

Вопрос №30

Выберите названия традиционной русской верхней крестьянской одежды на Среднем Урале.

Несколько вариантов:

а. Шубы, ватники
б. Шабуры, понитки
в. Букфатаны, чупаны
г. Тулупы, зипуны

Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала. XIX-XXI вв. — Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2015. — 320 с.: ил. – стр. 66 «Верхняя одежда. В качестве верхней одежды крестьяне носили зимой и летом однобортные кафтаны, которые назывались шабурами, понитками, сибирками, азямами, армяками. Шабуры шили с отрезной талией, вначале с широкими складками — пластиками, позднее — с пышными сборками. Перед был прямым, ворот стоячим, полы застегивались на крючки; на груди подшивалась подкладка из холста. Шабуры носили в теплую погоду; они дольше сохранялись у старообрядцев. Шабуры с отложным воротником и составной борчатой спинкой назывались сибирками».

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Шабуры, понитки

Все вопросы и ответы по регионам в Большом этнографическом диктанте за 2021 год смотрите на страничках нашего сайта, посвящённой этой Международной просветительской акции.

Happy
Happy
10
Sad
Sad
0
Excited
Excited
0
Sleepy
Sleepy
0
Angry
Angry
0
Surprise
Surprise
1
Оцените статью
Добавить комментарий