Ответы на Большой этнографический диктант 2021 Республика Ингушетия

Ингуши – народ с древней и богатой историей. Ингушей антропологи относят к кавкасионскому антропологическому типу большой кавказской или кавказоидной расы. В России кавказоидную расу называют европеоидной. Впервые название «кавказская раса» дал белой расе в начале XIX в. немецкий ученый И.Ф. Блюменбах. Он владел самой большой в мире коллекцией черепов, и, при их изучении, он пришел к выводу, что наиболее древними представителями белой расы являются кавказцы. Официальный сайт Республики Ингушетия. Кулответ.ру приглашает всех на диктант, это будет увлекательно. Ингуши могут стать участниками просветительской акции «Большой этнографический диктант-2021» по Республике Ингушетия, который будет проходить с 3 по 7 ноября.

Большой этнографический диктант Ингушетия

Вопросы с ответами Большой этнографический диктант по Республике Ингушетия

Чтобы ответить на вопросы Диктанта необходимо с 00:01 3 ноября по 23:59 7 ноября, надо зайти на официальный сайт акции БЭД и после прохождения небольшой регистрации с обязательным указанием страны и региона, выбрать правильные варианты ответов, классный ответ поможет вам с выбором, но мы не гарантируем, что всё будет верно, так что не стоит торопиться, давайте обсуждать ответы в комментариях. Всего 30 вопросов, 20 из них для всех одинаковы, а 10 имеют отношение к региону, они так и называются, региональная часть Диктанта.

Вопрос №21

На какую гору поднимались ингуши, чтобы отпраздновать день летнего солнцестояния?

Несколько вариантов:

а. Беш-лоам
б. Ц1ей-лоам
в. Маьт-лоам

Была такая священная гора в древности у ингушского народа. Называлась она – Маьт-лоам. Другое своё название — Столовая гора – она получила по русской версии, благодаря своему географическому сложению — у неё плоская, но огромная по площади вершина, напоминающая с виду стол. Для предков ингушей, издревле живущих у подножия этой скалы и в ущелье реки Терек, Маьт-лоам стала местом священным и притягательным в совершении различных ритуальных обрядов. С горой Маьт-лоам у древних были связаны представления о сверхъестественном и таинственном, она рождала вокруг себя легенды, мифические представления об устройстве мира, суеверный страх и волшебные сказания о всемогущих богах и героях. Не даром здесь были сосредоточены три святилища: Маьт-Сели, Мятар-Дяла и Сусон-Дяла. Основное из них и сохранившееся до наших дней – это святилище Маьт-Сели, от двух других остались лишь руины и полуразрушенные стены. Само название «Маьт-лоам» исконно ингушское, считает известный художник Али Хашагульгов, приводя следующий довод, что «мята» («мата») — означает «родина», «отчизна», «страна», а слово «лоам» означает гора. Такого же мнения придерживается и известный ингушский писатель И. А. Кодзоев в своём Толковом словаре архаизмов и малоупотребительных слов ингушского языка. В одном из поверий, записанном в 1966 году исследователем И. Дахкильговым со слов 78-летнего Жен Шаухалова, жителя селения Бейни, расположенного на южном склоне Мят-лоам, говорится, что Бог создал Маьт-лоам тогда, когда сотворил Землю. «Подобно тому, как человек с особой любовью смотрит на творение рук своих, Дяла, сотворив землю, с небес решил посмотреть на нее. Глянул вниз и залюбовался своим творением. Все было ладно: и горы, и долы, и леса – все, видимое на земле. И Дяла решил: «Поставлю-ка я на земле метку, по которой будет видно, что земля есть мое творение». Опустил Дяла руку и ладонью прижал землю. Затем Бог поднял руку вверх. На земле должна была остаться вмятина. Но случилось другое: земля, обласканная тем, что великий Дяла коснулся ее дважды, протянулась вслед за рукою и, вспучившись высоко в небо, остановилась. Так образовалась гора Мят-лоам.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Маьт-лоам

Вопрос №22

Назовите одного из основателей ингушской государственности, активного участника создания Ингушской Автономной области и ее первого руководителя. Его именем назван проспект Магаса – столицы Республики Ингушетия.

Несколько вариантов:

а. Али Горчханов
б. Иналук Мальсагов
в. Идрис Зязиков

Идрис Бейсултанович Зязиков родился 31 января 1896 года в селе Барсуки Назрановского округа Терской области. Идрис Зязиков был известным, выдающимся государственным деятелем, активным участником создания Ингушской Автономной Области и ее первым руководителем. На 1 съезде Советов СССР в 1922 году был избран в Верховный орган власти Союза ССР — ВЦИК CCCP; в него вошли В. И. Ленин, М. И. Калинин, Г. К. Орджоникидзе и другие известные деятели партии, в том числе И. Б. Зязиков. После окончательного распада ГАССР и образования 7 июля 1924 года Ингушской автономной области Зязиков избирается ее руководителем. В должности первого руководителя области он работал до 3 сентября 1929 года. Идрис Зязиков принимал активное участие в сохранении ингушами Владикавказа как столицы Ингушской Автономной Области, что и явилось основным поводом для его репрессий. Активно боролся за сохранение г. Владикавказ в качестве административного центра Ингушской АО, а так же, был ярым противником Чечено-Ингушского объединения.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Идрис Зязиков

Вопрос №23

Как зовут главную героиню романа Ахмета Бокова «Багровые зори»

Несколько вариантов:

а. Наси
б. Фердовс
в. Марем
г. Залихан

Роман Ахмета Бокова посвящен коллективизации ингушской деревни, протекавшей в острой классовой борьбе. В центре событий оказываются Мурад и Заурбек, люди разной судьбы. Не менее художественно выразителен образ девушки Залихан, погибающей на чужбине, с которой связаны многие страницы романа, исполненные высоких чувств и человеческих страстей. По народному поверью, багровый закат обещает хорошую погоду. В романе достойное место занимает художественное описание участия героев книги в Малгобекской операции, не позволившей, по свидетельству БСЭ, фашистскому командованию перебросить военные силы с Кавказа на Сталинград. Главные герои романа – комсомолец Мурад и его невеста Залихан – проявляют удивительную стойкость и мужество в схватке с врагами колхозной жизни, бескомпромиссно борются за счастье односельчан и за свое личное счастье. Первая книга романа была опубликована в Москве в «Роман-газете» еще в 1976 году. Роман печатался в «Современнике» и в «Советской России», получил общественное признание, а в 1996 году увидел свет в полном объеме в г. Нальчик.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Залихан

Вопрос №24

Когда была сформирована Кавказская туземная конная дивизия?

Несколько вариантов:

а. 23 августа 1914 года
б. 1 февраля 1904 года
в. 3 марта 1917 года

Кавказская туземная конная дивизия, более известная в истории как «Дикая» дивизия, была сформирована на основании высочайшего указа 23 августа 1914 г. на территории Северного Кавказа и укомплектована добровольцами-горцами – уроженцами Северного Кавказа и Закавказья, которые по законодательству Российской империи не подлежали призыву на военную службу. В соответствии с приказом императора Николая II о создании Кавказской туземной конной дивизии от 23 августа 1914 года дивизию составляли управление и три бригады по два кавказских туземных конных полка (каждый в 4 сотни). В состав дивизии входили следующие формирования: \- 1-я бригада состояла из Кабардинского конного полка (состоявшего из кабардинцев и балкарцев) и 2-го Дагестанского конного полка. \- 2-я бригада состояла из Татарского конного полка (состоявшего из азербайджанцев, которых тогда называли «закавказскими (бакинскими) татарами или «Тюрками») и Чеченского конного полка. \- 3-я бригада состояла из Черкесского конного полка (состоявшего из ногайцев, черкесов, абазин, абхазов и карачаевцев) и Ингушского конного полка. Согласно утвержденным штатам, каждый конный полк состоял из 22 офицеров, 3 военных чиновников, 1 полкового муллы, 575 строевых нижних чинов (всадников) и 68 нестроевых нижних чинов. Дивизии также приданы Осетинская пешая бригада и 8-й Донской казачий артиллерийский дивизион.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): 23 августа 1914 года

Вопрос №25

Система счета в ингушском языке

Несколько вариантов:

а. Десятеричная
б. Двадцатеричная
в. Тридцатеричная

В любом языке, независимо от численности его носителей, территории распространения, статуса и иных критерий, принята определенная систем счета: десятеричная (децимальная), двадцатеричная (вегизимальная) или смешанная (децимально-вегизимальная). Двадцатеричная система распространена в кавказских языках. В отличие от русского языка, где счет десятеричный, в ингушском языке наблюдается двадцатеричная система счисления: шовзткъа (шозза ткъо) – сорок (два раза по двадцать); кховзткъа (кхозза ткъо) – шестьдесят (три раза по двадцать); дезткъа (диазза ткъо) – восемьдесят (четыре раза по двадцать) – это четные имена числительные, а нечетные образуются присоединением к ним числительного итт (десять); ткъаь итт (двадцать и десять) – тридцать; шовзткъа итт (сорок и десять) – пятьдесят и т.д. Исключение составляет собственное название числительного «десять» — итт. Особую ценность в научном алане представляет двадцатеричная система счета в силу того, что данная система, является самой древней из представленных в языковой картине мира. Она представлена, кроме нахских языков, во многих других языках кавказского ареала: в грузинском, абхазском, хиналугском, аварском, цезском, лезгинском и др.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Двадцатеричная

Вопрос №26

Чем заканчивается строительство башни?

Несколько вариантов:

а. установкой на вершину специального камня («цIуркул»)
б. поливом молоком земли
в. мовлидом
г. жертвоприношением барана

Ингушская башенная архитектура активно развивалась в Ингушетии в Средние века. Башни использовались для проживания и оборонительных целей. Некоторые башни совмещали обе функции. Венчает покрытие шпиль («цIуркул») – каменный столбик округлой формы высотой 0,35 м и диаметром 0,20 м. ЦIуркул– венчающий башню камень. Типичные башни имели квадратное основание со стороной от 6 до 12 и высоту 10-25 м в зависимости от функции. Башни украшались религиозными и ритуальными петроглифами. Пирамидальные ступенчатые каменные сводчатые крыши башен и других сооружений являются чисто ингушским изобретением. Ранее люди замечали, что в ничем не защищенные стены сверху проникала небесная влага, которая, замерзая в морозные дни, разрывала камни. Ступенчатые крыши защищали строения от проникновения влаги. Возведение таких крыш было весьма трудным и опасным делом, и за это мастеру полагалась отдельная плата, ценою в одну скотину. Завершив крышу, мастер устанавливал каменный шпиль («з1огал-кхера» или «ц1уркув»), спускался вниз и на штукатурку башни вдавливал свою ладонь — завершающую «печать» мастера. Завершение столь важного строения отмечалось большим праздником, ритуальными действами. Крыша пирамидально-ступенчатых башен ингушей, обычно состояла из 13-ти или 15-ти сланцевых плит и завершалась крупным конусовидным камнем («дзогал», «тсогал»). Обычная высота последнего от 50 до 70 см. В. И. Марковин. Башенная архитектура и ее декор – неоценимый источник изучения культуры ингушей.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): установкой на вершину специального камня («цIуркул»)

Вопрос №27

Представьте ситуацию: на улице мужчина верхом на коне видит идущую навстречу женщину. Как, согласно ингушскому этикету, должны поступить мужчина и женщина?

Несколько вариантов:

а. поздороваться друг с другом и продолжить свой путь
б. всадник должен спешиться, взять коня под уздцы, пройти мимо женщины и только потом сесть в седло
в. мужчина – остановиться и подождать, пока женщина уйдет
г. женщина – посторониться и остановиться, всадник – проехать мимо

Согласно ингушским нормам этикета, при встрече с женщиной на улице, мужчина, проходил мимо, оставляя ее по правую руку от себя, — в знак уважения. Сверх того, всадник заблаговременно (за 20-30 м) спешивался и пропускал женщину, держа коня под узды левой рукой. Обычно он медленно вместе со своим конем поворачивался к ней лицом, по мере того как она приближалась к нему и пока не удалится на расстоянии 20-30 м. Затем вскочив в седло и, развернувшись налево (то есть правым плечом к женщине), продолжал свой путь. То есть, он должен был спрыгнуть с коня и спешится, чтобы оказаться на одном уровне с женщиной. Уровень воспитанности мужчины в народе определялся по его культуре отношения к женщине. Благовоспитанный мужчина не мог себе позволить подъехать к женщине на лошади. Он должен был остановиться поодаль, спешиться, подойти к женщине и, держа лошадь за уздечку, поздороваться, проводить ее хотя бы несколько шагов и только убедившись, что она не нуждается в его помощи, он мог продолжить свой путь. Пеший мужчина проходил мимо встречной женщины, уступая ей правую сторону. Объяснялось это тем, что на левой стороне мужчина носил кинжал или саблю, считалось неприличным демонстрировать перед женщиной вооружение. Не смотря на то, что уклад у ингушского народа, как и у других кавказских народов – патриархальный – безусловное уважение и почитание женщины позволяет мужчине поступить только таким образом. Уважение к женщине было настолько велико, что самый плохо воспитанный мужчина не решался осквернять ее слух грубым словом, расстроить ее чувства недостойным поведением. В присутствии женщины не ругались, не ссорились, не курили, не дрались. Появление женщины и ее обращение предотвращало любой горячности споры. Все недоразумения разрешались в ее честь мирным путем.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): всадник должен спешиться, взять коня под уздцы, пройти мимо женщины и только потом сесть в седло

Вопрос №28

Из какого произведения ингушского автора нижеприведенный текст? Заходящее солнце добела высветило скалы Цей-Лома, которые стеной окружают крохотные терраски пахотной земли. Посреди этих земель возвышается каменная глыба. Сотни, а может быть, и тысячи лет тому назад оторвалась она от горы и застыла здесь, на полпути к пропасти, подмяв под себя целое горское поле. В старину о ней слагали песни. Но время оставило людям только предание о том, что эту скалу в гневе обрушил на врагов своих великий нарт Сеска-Солса. Так и зовется она — скала Сеска-Солсы.

Несколько вариантов:

а. «Сыновья Беки» Ахмеда Бокова
б. «Выйти замуж за огонь» Саида Чахкиева
в. «Багровые зори» Ахмеда Бокова
г. «Из тьмы веков» Идриса Базоркина

Базоркин, Идрис Муртузович. Из тьмы веков: Роман / Идрис Базоркин. — Грозный: Чеч.-Инг. кн. изд-во, 1968. Идрис Базоркин. Роман-эпопея «Из тьмы веков». Глава первая. «Мечта». Действие романа классика ингушской литературы Идриса Базоркина охватывает последнее десятилетие XIX – начало XX века. С большим знанием исторического материала рисует писатель тяжелую жизнь ингушей того времени, страдающих от безысходной нужды и произвола царских властей. На примере судеб героев своего романа он раскрывает во всей полноте историю Ингушетии. С большим мастерством описаны особенности жизни и быта ингушей, что придает роману своеобразный национальный колорит. В ней идет речь о становлении личности, о борьбе характеров в условиях значительных исторических событий, о людях, создававших эту историю.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): «Из тьмы веков» Идриса Базоркина

Вопрос №29

Какая птица для ингушей считалась священной и символизировала весну, деторождение и плодородие, а его гнездо считалось – очень доброй приметой?

Несколько вариантов:

а. орел
б. удод
в. кукушка
г. голубь

Священной птицей у ингушей до принятия ислама считался удод – вестник весны – по сей день носящий имя той самой богини – «тушол (и) – котам» («курочка Тушоли»). Удод – небольшая ярко окрашенная птица с длинным узким клювом и хохолком, иногда раскрываемым в виде веера. По легенде, якобы однажды свекор нечаянно увидел невестку, которая расчесывала свои волосы, и от стыда, за то что ее застали за таким занятием невестка сильно захотела превратиться в птицу, а гребень, которым она чесала волосы так и остался у нее волосах. Птица, о которой идет речь, имеет яркое оперение и хохолок на голове, узкий удлиненный клювик, и также эта птица является отличным имитатором других звуков. Название этой птицы удод. (Семенов Л. П. Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925-1932 годах. Назрань:2010. С. 122; Шиллинг Е. Ингуши и чеченцы // Религиозные верования народов СССР). Тушоли являлась самой древней богиней, долгожительницей ингушского пантеона. Ибо андрогинный характер возводит её корни к далёкой эпохе неолита и началу железного века. Убийство удода считалось большим грехом. Ей был посвящен весь месяц апрель (Тушоли-бутт).

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): удод

Вопрос №30

Первый ингушский ученый и кто первым получил высшее образование среди ингушей?

Несколько вариантов:

а. Заурбек Куразович Мальсагова
б. Ибрагим Абдурахманович Дахкильгов
в. Дошлуко Дохович Мальсагова
г. Чах Эльмурзиевич Ахриев

В числе первых собирателей ингушского фольклора и автором этнографических статей был Чах Эльмурзиевич Ахриев, который впервые вывел на авансцену культуры человеческого сообщества духовный мир своего народа, дал представление о характере и психологии ингушей, он также получил первое высшее образование среди ингушей. Чах Ахриев родился 10 мая (по старому стилю) 1850 года в с. Фуртоуг. (Дата смерти: 29 апреля 1914 г.). Просветительская деятельность Ч. Ахриева началась со сбора и обработки фольклорного материала, затем последовала деятельность по его распространению, по исследованию этнографии края и завершилась созданием собственных оригинальных произведений на фольклорной основе. Ч. Ахриев написал большое количество фольклорно-этнографических материалов об ингушском народе, такие как: «Похороны и поминки у горцев», «Экономический и домашний быт жителей Горского участка Ингушского округа», «Несколько слов о героях ингушевских сказаний» («Колой-Кант», «Лял-Султан» — (аул Фортауг), «Черкес-Иса и чеченец-Иса» — («аул Карак»), «Сказка о Султане», «Сказка о бедном человеке», «Ингушевские праздники», «Об ингушевских кашах», «Присяга у ингушей, «Нравственное значение присяги у ингушей», «О характере ингушей», «Об ингушевских женщинах», «Этнографический очерк ингушевского народа с приложением его сказок и преданий», «Баркумский Кант» (предание), «Елта» (предание), «Гази» (предание), «Мальчик-сирота» (сказка), «Ингуши» (Их предания, верования и поверья), которая включает в себя такие разделы как: «Земля, человек и горы»; «Море, туман, гром, молния, дождь, землетрясения, мороз»; «Небо, солнце, звезды и разные изменения в их виде»; «Елта», «Магал», «Канава Темира Хромого»; «Основание аула Оббоно»; «Орштхойцы (карабулаки); «Предание о происхождении Галгаевского общества»; «Предание о переселении джейраховцев»; «Сказания об орхустойцах» и т.д.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Чах Эльмурзиевич Ахриев

Все вопросы и ответы по регионам в Большом этнографическом диктанте за 2021 год смотрите на страничках нашего сайта, посвящённой этой Международной просветительской акции.

Happy
Happy
2
Sad
Sad
0
Excited
Excited
3
Sleepy
Sleepy
2
Angry
Angry
0
Surprise
Surprise
0
Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Нальгиева Хяди Иссаевна

    спасибо за диктант

    Ответить