Ответы на Большой этнографический диктант 2021 Курская область

Соловей давно считается живым символом курского края. Самые лучшие певцы – курские соловьи, песни которых мы с удовольствием слушаем по весне. Песня курского соловья насчитывает от 8 до 24 колен: чистейшие звуки флейты, щелканье, клёкот, посвист и множество других вариаций.Соловья часто упоминают в песнях, стихах, прозе… И.С. Тургенев в письме к С.Т. Аксакову писал «Курские соловьи поют как никакие другие. У них свои трели, особенные колена, среди которых наиболее редким, своеобразным считается «кукушкин перелет».Российским орнитологам Г.Н. Симкину и М.В. Штейнбаху, который изучал соловьев на Стрелецком участке Центрально-Черноземного заповедника, принадлежит первенство в изучении песенных диалектов соловья. Официальный сайт Курской области. Кулответ.ру приглашает всех на диктант, это будет увлекательно. Куряне могут стать участниками просветительской акции «Большой этнографический диктант-2021» по Курской области, который будет проходить с 3 по 7 ноября.

Большой этнографический диктант Курская область

Вопросы с ответами Большой этнографический диктант по Курской области

Чтобы ответить на вопросы Диктанта необходимо с 00:01 3 ноября по 23:59 7 ноября, надо зайти на официальный сайт акции БЭД и после прохождения небольшой регистрации с обязательным указанием страны и региона, выбрать правильные варианты ответов, классный ответ поможет вам с выбором, но мы не гарантируем, что всё будет верно, так что не стоит торопиться, давайте обсуждать ответы в комментариях. Всего 30 вопросов, 20 из них для всех одинаковы, а 10 имеют отношение к региону, они так и называются, региональная часть Диктанта.

Вопрос №21

Отличительная особенность традиционного женского костюма саянских женщин, проживающих в Щигровском, Фатежском, Дмитриевском уездах Курской губернии?

Несколько вариантов:

а. черный шерстяной косоклинный сарафан со складками
б. удлинённые рукава, которые в спущенном состоянии могли опускаться до уровня колена
в. венок из бумажных цветов
г. черноузорная вышивка счетной гладью

Историческая справка. Саянскую рубаху изготавливали из белого домотканого полотна. Рукава были удлиненные, украшенные кружевами и красной вышивкой. Внизу рукава зауживались, переходя в длинный абшлаг, который не только закрывал кисть рук, но и в спущенном состоянии мог опускаться до уровня колена и ниже. Литература: Цветкова Е. Технология изготовления саянского костюма села Березовец Поныровского района/Объекты нематериального культурного наследия Курской области/Составитель Е.В. Цветкова. Вып. 1., 2020. — с. 65 Алферова Е.Л. Костюмы Курской губернии: методическое и познавательное издание. 2-е, 2011. – с. 27.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): удлинённые рукава, которые в спущенном состоянии могли опускаться до уровня колена

Вопрос №22

Традиционный суджанский сосуд в виде двухгорловой вазы для хранения сухих цветов и лекарственных трав?

Несколько вариантов:

а. троицкий петух
б. кубышка
в. кухлик
г. ендова

Историческая справка. Сосуд в виде двухгорловой вазы для хранения сухих цветов и лекарственных трав называют «Троицкий петух». Изделие стало визитной карточкой суджанской народной керамики. Изготовлялся сосуд на гончарном круге, голова и крылья долепливались методом ручной лепки. Литература: Спесивцев Ю. Традиция, история, гончарство и народная культура земли суджанской, 2018. – с. 140.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): троицкий петух

Вопрос №23

Как назывался весенний женский праздник в южных районах Курской области, который отмечали во второе воскресенье после Пасхи?

Несколько вариантов:

а. Преполовение
б. Вознесение
в. Маргоски
г. Троица

Историческая справка. Широкое распространение в южных курских селах получил праздник «Маргоски», отмечаемый во второе воскресенье после Пасхи. В народе же этот день повсеместно считается женским праздником. Празднование Маргосок происходит следующим образом: за пределы села — в лес, в яр (неглубокий овраг), в сад или на луг — выходят группы замужних женщин, часто со своими мужьями, устраивают совместную трапезу с обязательным блюдом — яичницей, которую готовят из яиц, собранных вскладчину. Параллельно такие же гуляния могли устраивать молодые девушки. Общая трапеза завершалась пляской под «гульбишные» плясовые песни. Литература: Токмакова О.С. Весенний праздник «Маргоски» в южных районах Курской области /Объекты нематериального культурного наследия Курской области/Составитель Е.В. Цветкова. Вып. 1., 2020. — с. 31-35.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Маргоски

Вопрос №24

Большинство сел южных районов Курской области возникло в XVII веке, когда на курские земли прибыли «служилые» люди из центральных и западных мест московского государства. Они занимали промежуточное положение между дворянами и крестьянами. Как называли сословную, субэтническую группу служилых людей, которые стали жителями этих мест?

Несколько вариантов:

а. поморы
б. горюны
в. однодворцы
г. саяны

Историческая справка. Сословие однодворцев образовалось из служилых людей, детей боярских и, преимущественно, низших разрядов — казаков, стрельцов, солдат, пушкарей и засечных сторожей, селившихся в XVI и XVII вв. на восточной и на южной границах Московского государства, в том числе на территории южных районов Курской области. Однодворцы занимали промежуточное положение между малоземельными дворянами и крестьянами, имели право личного землевладения и владения крестьянами. Литература: Чижикова Л.Н. Русско-украинское пограничье. История и судьбы традиционно-бытовой культуры. — Москва: Наука, 1988 — с. 14-23.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): однодворцы

Вопрос №25

Каким способом закрепляли плиссированные складки на косоклинных сарафанах?

Несколько вариантов:

а. заглаживали утюгом
б. закручивали рубелем
в. запаривали горячим хлебом
г. катали скалкой

Историческая справка. Бытовавший в Курской области сарафан имел своеобразные складки. Они располагались по бокам и по задней части изделия. Сшитую определенным образом ткань закладывали в особую форму, накрывали влажной тканью и в течение длительного времени запаривали горячем хлебом. Могли пять и более раз повторять этот процесс, пока не получится хороший результат. Ткань, запаренная в домашних условиях, очень прочно держала форму. Литература: Алферова Е.Л. Костюмы Курской губернии: методическое и познавательное издание. 2-е., 2011 – с. 24.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): запаривали горячим хлебом

Вопрос №26

Как в кожлянском промысле называлась игрушка в виде всадника на коне с несколькими лицами?

Несколько вариантов:

а. масленица
б. игрушка-дурак
в. перевертыш
г. пара

Историческая справка. Один из самых значимых и интересных сюжетов в кожлянском промысле — игрушка-перевертыш в виде всадника на лошади с лицом и спереди, и сзади. Сочетание образов не было случайным их тщательно продумывали и соединяли в единое целое. Перевертыши, как правило, были большими по размеру и имели по одному свистку с каждой из сторон. Литература: Скобликова Т.Е. Кожля: легенды и были. – Курск, 2013. Технология изготовления традиционной кожлянской игрушки /Объекты нематериального культурного наследия Курской области/Составитель Е.В. Цветкова. Вып. 1. – 2020, с. 123.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): перевертыш

Вопрос №27

Как называлось полотенце, изготовленное для иконы, с которой родители благословляли невесту? Это не широкое изделие, как правило, шириной в половину домотканого полотна, богато декорировано вышивкой или цветным узорным ткачеством?

Несколько вариантов:

а. божник
б. дежник
в. рушник
г. пелена

Историческая справка. Пелена – это особый вид полотенца. Ее изготавливала невеста для иконы, которой благословляли ее родители. Затем после свадьбы пелену вместе с иконой вешали в красный угол в доме жениха. Литература: Токмакова О.С. Технология изготовления тканых рушников Большесолдатского района Курской области /Объекты нематериального культурного наследия Курской области/Составитель Е.В. Цветкова. Вып. 1., 2020. — с. 74.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): пелена

Вопрос №28

Как в селах Беловского района называли субботу на Масленичной неделе. В этот день было принято молодоженам посещать родителей невесты, где им дарили теленка или овечку?

Несколько вариантов:

а. даровая
б. лакомка
в. тещины вечерки
г. золовкины посиделки

Историческая справка: В субботу на масленичной неделе молодожены посещали родителей невесты, где им дарили теленка или овечку, поэтому суббота носила название даровая. В этот день в доме невесты устраивали обед, пели величальные песни. Литература: Токмакова О.С. Свадебный обряд села Белица Беловского района Курской области /Объекты нематериального культурного наследия Курской области/Составитель Е.В. Цветкова. Вып. 1., 2020. — с. 39.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): даровая

Вопрос №29

Какое значение имеет слово «пыжатка»?

Несколько вариантов:

а. керамический фигурный сосуд
б. духовой инструмент в виде одноствольной флейты
в. традиционная обрядовая выпечка
г. деталь головного убора

Историческая справка: Пыжатка – местное, курское название одноствольной флейты, обусловленное характерной деталью ее конструкции: в верхнее отверстие забивается деревянный пыж. Изготавливается из ствола клена или черемухи, имеет шесть голосовых отверстий в средней части. Пыжатки обладают большими возможностями, на них можно исполнять партии дудки, жалейки или кугикл. Литература: Руднева А.В. Курские танки и карагоды. Таночные и карагодные песни и инструментальные танцевальные пьесы. М.: Советский композитор, 1975. – с. 162-170.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): духовой инструмент в виде одноствольной флейты

Вопрос №30

Как называются голосовые призвуки, исполняемые во время игры на кугиклах?

Несколько вариантов:

а. припевки
б. фифканье
в. подголоски
г. иханье

Историческая справка. Ансамбль кугикальниц состоит из трех или четырех женщин. Одна (две) из них играет и одновременно издает голосом звуки, усложняющие мелодический и ритмический рисунок. Этот прием выкрикивания «фиф-каф» называется «фифканьем». Остальные придувают, то есть сопровождают основной наигрыш гармоническими звуками. Литература: Руднева А.В. Курские танки и карагоды. Таночные и карагодные песни и инструментальные танцевальные пьесы. М.: Советский композитор, 1975. – с. 142.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): фифканье

Все вопросы и ответы по регионам в Большом этнографическом диктанте за 2021 год смотрите на страничках нашего сайта, посвящённой этой Международной просветительской акции.

Happy
Happy
7
Sad
Sad
0
Excited
Excited
4
Sleepy
Sleepy
1
Angry
Angry
0
Surprise
Surprise
0
Оцените статью
Добавить комментарий