Костромская область расположена в центральной части Восточно-Европейской равнины. Граничит: на юге с Ивановской областью, на западе — с Ярославской областью, на северо-западе и севере — с Вологодской областью, на северо-востоке и востоке — с Кировской областью, на юго-востоке — с Нижегородской областью. Протяженность Костромской области с севера на юг — 260 км, с запада на восток составляет 420 км. и составляет 60,2 тыс. км². Официальный сайт Костромской области. Кулответ.ру приглашает всех на диктант, это будет увлекательно. Костромичи могут стать участниками просветительской акции «Большой этнографический диктант-2021» по Костромской области, который будет проходить с 3 по 7 ноября.
Вопросы с ответами Большой этнографический диктант по Костромской области
Чтобы ответить на вопросы Диктанта необходимо с 00:01 3 ноября по 23:59 7 ноября, надо зайти на официальный сайт акции БЭД и после прохождения небольшой регистрации с обязательным указанием страны и региона, выбрать правильные варианты ответов, классный ответ поможет вам с выбором, но мы не гарантируем, что всё будет верно, так что не стоит торопиться, давайте обсуждать ответы в комментариях. Всего 30 вопросов, 20 из них для всех одинаковы, а 10 имеют отношение к региону, они так и называются, региональная часть Диктанта.
Вопрос №21
В каком районе Костромской области был распространён шапочный промысел?
Несколько вариантов:
Судиславский
Буйский
Макарьевский
«Шапочный промысел был наиболее характерен для крестьян Костромской губернии. Центром шапочного отхода являлось село Молвитино Буйского уезда (ныне — пос. Сусанино). Оно располагалось в 60 верстах от Костромы и в 40 — от Буя. Есть предположение, что первоначально в местах распространения этого промысла были развиты кирпичные работы (до 20- 30 гг. XIX века), но то ли в связи с изменением экономической конъюнктуры, то ли — в связи с овладением новым ремеслом, преобладающим занятием населения стал шапочный промысел. «По словам старожилов, шапочное мастерство появилось здесь не менее 200 лет назад». Смурова О.В. Костромские крестьяне в Северной Пальмире// Краеведческие записки. Вып. VI. Кострома, 2003, с. 49-56
Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Буйский
Вопрос №22
Кто из костромских этнологов является автором книги «Из вопросов и фактов этнологии Костромского края»?
Несколько вариантов:
Владимирский Н.Н.
Смирнов В.И.
Дюбюк Е.Ф.
Василий Иванович Смирнов (1882 — 1941) — российский и советский краевед, археолог, этнограф, геолог, общественный деятель. Долгие годы работал в Костроме, занимался археологическими и этнографическими исследованиями, директор Костромского музея, председатель Костромского Научного Общества по изучению местного края. За время 1914-1929 годов, несмотря на все трудности, вышло 43 выпуска «Трудов КНОИМК». 1\. Смирнов В.И. Народ в тюрьме (1930-1931). Материалы к биографии В.И. Смирнова (1882-1941) / В. И. Смирнов, \[авт. биогр. Л.С. Китицина; сост. Т. В. Смирнова\]. — Сергиев Посад: \[Все для Вас Сергиев Посад\], 2011. — 224с. 2\. Смирнова Т.В. Открывая старинный альбом…: Борщовы, Гладковы, Китицыны на Костромской и Ярославской земле и их потомки / Т.В. Смирнова. — Сергиев Посад: \[б. и.\], 2016 (Тверь : Твер. Печат. Двор). — 112, 119 с.
Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Смирнов В.И.
Вопрос №23
К какому празднику был приурочен первый выгон скота в Костромской области?
Несколько вариантов:
Васильев вечер
Егорьев день
День Петра и Павла
Пасха
Первый весенний выгон скота на пастбище на Костромской земле обычно приурочивался к дню православного святого Георгия Победоносца или Егория (23 апреля/6 мая), так как его считали покровителем домашнего скота и пастухом (повелителем) волков: «Как поспеет пастбишшо, так и выгоняют скотину. Но самое лучшее – выгнать на Егория. Если кто знает толк в пастушне хорошо, старается выгнать на Егория, только надо знать слова». Культура.рф/ Костромской егорьевский обряд и его музыка (https://www.culture.ru/objects/400/kostromskoi-egorevskii-obryad-i-ego-muzyka)
Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Егорьев день
Вопрос №24
Это культовое сооружение было возведено в Костроме и в 2017 г. получило название Мемориального в память о представителях своей религии, отдавших жизнь за Родину в годы Великой Отечественной войны. О каком сооружении идет речь?
Несколько вариантов:
Церковь Спаса нерукотворного в рядах
Церковь Воскресения на Дебре
Мемориальная мечеть
Мемориальная мечеть в 2017 году получила название мемориальной, в честь уважения и памяти тем мусульманам, кто сражался на фронтах Великой Отечественной войны Муренин Н. Историко – краеведческое издание: «Татарская слобода и мечеть в Костроме».-Кострома, 2015.
Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Мемориальная мечеть
Вопрос №25
В какой день пели обрядовые «середокрестные» песни?
Несколько вариантов:
Крещение
Середина Масленичной недели
Среда в середине Великого поста
«В среду, в середине Великого поста (половина Говины) раньше в каждом доме пекли из ржаной муки крестики, а ребятишки бегали под окна выпрашивать их, “крича” при этом середокрестные песни». Костромские песни и наигрыши. Вып. 1. Календарные обрядовые песни. Запись и нотация Кирюшиной Т.В. – Кострома, 1993. – С. 6
Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Среда в середине Великого поста
Вопрос №26
В каком году была построена знаменитая свайная церковь Спаса-Преображения из Костромской низины?
Несколько вариантов:
1713
1753
1801
«Церковь, рубленная из сосновых бревен, является замечательным образцом клетского храма с уникальной свайной конструкцией основания. Храм был построен в 1713 г. на месте сгоревшей деревянной шатровой церкви. По преданию, ее строителями были поволжские плотники братья Мулиевы родом из Ярославля». Соколов В. О церкви в селе Спас-Вежи//Костромская старина. Вып. 6. Кострома, 1905. С.136-143
Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): 1713
Вопрос №27
Какие племена населяли территорию нынешней Костромской области в период до образования Древнерусского государства?
Несколько вариантов:
Кривичи
Радимичи
Меря
С эпохи раннего железного века на территории Костромского Поволжья проживал народ меря, принадлежавший к финно-угорской группе народов. Булдаков К.А. Костромской край: учебное пособие по истории для учеников 7-8 классов. Ч. 2. – Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1978. – С. 3-5.
Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Меря
Вопрос №28
Назовите единственный кукольный театральный коллектив, созданный в городе Костроме?
Несколько вариантов:
Татарский театр кукол
Цыганский театр кукол
Еврейский театр кукол
Цыганский театр кукол «МИШТО ЯВЬЯН» («Добро пожаловать») создан в 2015 году в Костроме двумя энтузиастами — артистом областного театра кукол Анатолием Дорном и создателем цыганского музея, руководителем цыганского ансамбля «Большое счастье» Сергеем Андреевым на базе Музея цыганской культуры и быта Иванова Е. Цыганский театр в Костроме// Московский комсомолец в Костроме. – 2017.-29 марта – 5 апреля (№14). – С.3
Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Еврейский театр кукол
Вопрос №29
В каком веке на территории города Костромы появилась Татарская слобода?
Несколько вариантов:
XVII
XIX
XVI
В середине XVII века переселенцы из нынешнего города Тутаева основали Татарскую слободу. Улицы Костромы: справочник / под. ред. В.Н. Бочкова, И.Н. Захарова. – Ярославль: Верхне — Волжское книжное издательство, 1989. – С. 2.
Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): XVII
Вопрос №30
Назовите храм, которому в 2017 году распоряжением митрополита Костромского и Нерехтского был присвоен статус «казачий»?
Несколько вариантов:
Храм святых Апостолов Петра и Павла
Храм во имя святых мучеников Александра и Антонины в Селище
Храм пророка Божия Илии
Церковь Ильи Пророка – одна из древнейших в Костроме. Ее построили в XVII веке на месте двух деревянных храмов. В 30-х гг. колокольня, алтарная часть и четверик были разрушены. В настоящее время Храм восстановлен. В 2017 году Храму пророка Божия Илии присвоен статус «казачий». Казаки присутствуют на богослужениях, в Храме проходят церемонии присяги молодых (вновь вступивших) казаков, казачья молодежь изучает традиции, историю казачества. Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. Спб., 1863. С. 18. ИАК. Вып. 32, Спб., 1909. С. 100
Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Храм пророка Божия Илии
Все вопросы и ответы по регионам в Большом этнографическом диктанте за 2021 год смотрите на страничках нашего сайта, посвящённой этой Международной просветительской акции.