Ответы на Большой этнографический диктант 2021 Кемеровская область

В 1698 году Петр I, узнав о найденных у реки Китат серебряных рудах, дал предписание Томскому воеводе «содействовать со всяческим прилежанием и усердным радением рудоискательскому и рудоплавному делу на притоках реки Кии». Так были открыты серебряные руды Салаира, железные руды в Горной Шории, золото в Кузнецком Алатау. В 1721 году казачий сын Михайло Волков обнаружил на берегу реки Томь «горелую гору», став первооткрывателем кузнецких углей. Официальный сайт Кемеровской области. Кулответ.ру приглашает всех на диктант, это будет увлекательно. Кемеровчане могут стать участниками просветительской акции «Большой этнографический диктант-2021» по Кемеровской области, который будет проходить с 3 по 7 ноября.

Большой этнографический диктант Кемеровская область

Вопросы с ответами Большой этнографический диктант по Кемеровской области

Чтобы ответить на вопросы Диктанта необходимо с 00:01 3 ноября по 23:59 7 ноября, надо зайти на официальный сайт акции БЭД и после прохождения небольшой регистрации с обязательным указанием страны и региона, выбрать правильные варианты ответов, классный ответ поможет вам с выбором, но мы не гарантируем, что всё будет верно, так что не стоит торопиться, давайте обсуждать ответы в комментариях. Всего 30 вопросов, 20 из них для всех одинаковы, а 10 имеют отношение к региону, они так и называются, региональная часть Диктанта.

Вопрос №21

«Дочь Салаирского края», «Ожидание», «Приехал художник», «Девушка из Шанды» — это названия картин кузбасского художника Александра Николаевича Кирчанова. Он изобразил женщин одного из коренных малочисленных народов Кемеровской области. Какой это народ?

Несколько вариантов:

а. кумандинцы
б. манси
в. телеуты
г. мордва

Искусство заслуженного художника РСФСР Александра Николаевича Кирчанова неразрывно связано с Сибирью, с Кузбассом. Особое место в творчестве Кирчанова занимают портреты телеутских женщин. Телеуты – коренной малочисленный народ, издавна живущий в долинах и на плоскогорьях Салаирского кряжа, который находится в нынешних пределах Кемеровской области. От своих кочевых предков, занимавшихся скотоводством, телеуты унаследовали элементы древней своеобразной культуры, в том числе героический эпос, художественное ремесло, специфический бытовой уклад. Петров-Стромский, В.Ф. Александр Николаевич Кирчанов / В.Ф. Петров-Стромский – Л.: «Художник РСФСР», 1986. – С. 21-22

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): телеуты

Вопрос №22

Переселение представителей этого народа в Россию началось с двух основополагающих указов Екатерины II: манифеста 1763 г. о приглашении иностранцев и указа 1764 г. о порядках в колониях иностранных. В Кузбассе этот народ занимает 3-е место по численности. Его представители сохранили уникальные традиции, например, украшение стен «шпрухами» — красочно оформленными изречениями религиозного содержания, праздничный пирог с посыпкой «ривелькухе», а также большое трудолюбие и рациональный подход к решению хозяйственных и производственных вопросов. О каком народе идёт речь?

Несколько вариантов:

а. карелы
б. немцы
в. ингуши
г. тувинцы

Немцы, проживающие в Сибири, являются носителями своеобразной, уникальной культуры. В ней органично сочетаются традиции, существовавшие еще в германских землях и сформировавшиеся в материнских колониях европейской части России до переселения в Сибирь. То, что в Сибири немцы проживали в непосредственной близости и общались не только с русскими, но и с казахами, татарами, украинцами, латышами, эстонцами, поляками, чувашами и другими народами, привело к взаимному проникновению многих элементов в различные сферы культуры. Миграционные процессы играли в прошлом и играют в настоящем большую роль в формировании материальной культуры российских немцев Сибири. И этнографические источники, материалы этнографических экспедиций позволяют достаточно полно и объективно проанализировать и представить этническую культуру как результат приспособления немецкого населения к условиям постоянных миграций.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): немцы

Вопрос №23

Назовите основные жанры шорского фольклора, которые исполняли шорские сказители (кайчи)

Несколько вариантов:

а. загадки
б. героические поэмы
в. песни
г. сказки
д. легенды

Шорский фольклор составляют героические поэмы (алыптығ ныбақтар — сказания о богатырях), исполняемые «каем» (горловым пением) или речитативом, сказки, рассказы и легенды, загадки, пословицы и поговорки, охотничьи, свадебные, любовные, хвалебные, исторические и другие песни.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): героические поэмы

Вопрос №24

Лодка любви Тихо плывет по Мрассу… Лишь где-то крылатая рыба, К небу рванувшись, Исчезает снова в синей бездне. Это стихотворение известной шорской художницы, поэта и научного сотрудника СО РАН о своей малой родине – Горной Шории. Как зовут эту талантливую женщину?

Несколько вариантов:

а. Арбачакова Любовь Никитовна
б. Ян Тамара Германовна
в. Барто Агния Львовна
г. Чигарёва Зинаида Александровна

Арбачакова Любовь Никитовна 1963 года рождения, шорская художница, член Союза писателей России, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник СО РАН, старший преподаватель кафедры шорского языка и литературы Новокузнецкого пединститута. Принимает активное участие в общественной жизни коренного населения: в проводимых Обществом мероприятиях, творческих вечерах, регулярно посещает собрания Общества и при этом всегда проявляет личную инициативу в решении многих вопросов. Является Председателем шорской писательской организации с 1997 года. В 2001 г. изданы сборник ее стихов «Тернии души», книга «Текстология шорского героического эпоса».

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Арбачакова Любовь Никитовна

Вопрос №25

У каждого шорца-охотника имелся охотничий пояс-натруска. К нему приторочены кожаная сумочка для пыжей и обработанный коровий рог. Какую роль выполнял рог?

Несколько вариантов:

а. охотничий талисман
б. пороховница
в. совок
г. фляга для воды

Пороховница на местном тюркском наречии называлась кратко – муус. Порох – самый дорогой и скоропортящийся из всех охотничьих припасов. Чуть-чуть воды или снега – и он испорчен. Кожа и береста в таком случае – слабая гарантия. А вот выдолбленный и надёжно закупоренный коровий рог – самое милое дело.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): пороховница

Вопрос №26

В Кемеровской области проживает более 150 различных народов. В таблице указаны 5 самых многочисленных из них. Установите соответствие: народ – численность представителей на территории Кемеровской области по данным переписи 2010 года.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях):

1 украинцы — 22 156
2 шорцы — 10 672
3 немцы — 23 125
4 русские — 2 536 646
5 татары — 40 229

Вопрос №27

Российский скульптор, заслуженный художник Республики Бурятия Даши Намдаков создал для одного из народов Кузбасса символичный монумент, который объединил все сакральные знаки традиционных верований и воззрений этого народа. Как называется монумент?

Несколько вариантов:

а. «По стопам отца»
б. «Память шахтёрам Кузбасса»
в. «Колыбель»
г. «Золотая Шория»

В основе авторского замысла лежит стремление передать красоту и величие древнего края Шории. Мифический прародитель, предок-тотем предстает перед зрителем в облике могучего лося, которому многие века поклонялись обитатели тайги. Фигура животного с прекрасными раскидистыми рогами символизирует богатую историю этой заповедной земли. Плоскости рогов испещрены графическими изображениями сцен из повседневной жизни, сродни так называемым петроглифам, или наскальным рисункам, в которых без труда угадываются космогонические символы и магические знаки первобытных культур. Верхом на лосе сидит девушка с чашей в руках. Это аллегория добросердечного приветствия, приглашения и одновременно символ связи настоящего Золотой Шории с ее далеким прошлым. В священной чаше горит питаемый природным газом «вечный огонь», который рассыпается бликами по золоченым орнаментам на платье всадницы. Монументальная скульптурная композиция венчает имитирующий естественный холм насыпной пьедестал и органично вписывается в неровный гористый рельеф окружающей местности. Она уже стала неотъемлемой частью ландшафта, плавно переходящего в набережную реки.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): «Золотая Шория»

Вопрос №28

Представители этого народа занимают второе место по численности в Кузбассе. Одни из них, например, жители села Зимник, связывают своё происхождение с потомками Белой Орды, которые составляли ядро Сибирского ханства в XVI веке. Другие представители этого народа, например, из села Тёплая речка, — потомки переселенцев с берегов Волги. О каком народе идёт речь?

Несколько вариантов:

а. татары
б. калмыки
в. русские
г. украинцы

В конце XVI века Сибирское ханство – эфемерное объединение ряда народностей и племён во главе с татарскими феодальными правителями. Ядро его составляли сибирские татары – потомки кипчаков Белой орды и предшествовавшего им населения западно-сибирской лесостепи. При столкновении с русскими это объединение быстро распалось. В XVIII, XIX, начале XX веков в лесостепные районы Западной Сибири стали переселяться из Европейской части России казанские татары. Переселенцы создавали здесь свои отдельные поселения, но никогда не селились вместе с сибирскими татарами. Кацюба Д.В. Этнография народов Сибири: учебное пособие / Департамент образования администрации Кемеровской области; Кемеровский областной институт усовершенствования учителей; Д.В. Кацюба, Р.В. Николаев. – Кемерово, 1994. — с. 40; 51 Худайбердина, Р.М. История татарских деревень Ижморского района / Руфина Манафовна Худайбердина.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): татары

Вопрос №29

Начиная с XVII века русские крестьяне и служилые люди активно переселялись в Сибирь. Они сохраняли на новом месте традиции ведения хозяйства и постройки дома. Под влиянием русских коренное население стало сооружать дома, похожие на русские. Какой тип жилища переняли коренные народы?

Несколько вариантов:

а. мазанка
б. юрта
в. землянка
г. рубленая изба

Русские стали строить в Сибири рубленые избы. До этого у подавляющего большинства народов Сибири обычными видами жилища были юрты, чумы, землянки. Под влиянием русских коренное население стало сооружать рубленые из дерева избы. У хакасов и алтайцев получила распространение так называемая деревянная юрта. Некоторые группы северных народностей с конца XIX века строили деревянные избы по типу русских. Влияние русской культуры на коренные народы Сибири ознаменовало качественно новый, более высокий этап в развитии их хозяйства. Кацюба Д.В. Этнография народов Сибири: учебное пособие / Департамент образования администрации Кемеровской области; Кемеровский областной институт усовершенствования учителей; Д.В. Кацюба, Р.В. Николаев. – Кемерово, 1994. — с.43; 75

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): рубленая изба

Вопрос №30

В Кузбассе большая часть представителей этого народа проживает в Прокопьевском районе. Например, жители села Большая Талда – потомки переселенцев из Могилёвской области. В этом селе много лет назад создан семейный ансамбль «Лявониха», который сохраняет традиции народного пения. О каком народе идёт речь?

Несколько вариантов:

а. ингуши
б. эстонцы
в. узбеки
г. белорусы

Белорусы в Кузбассе проживают повсеместно. Наибольшая часть компактного поселения белорусов — в Прокопьевском районе. Это в основном переселенцы из Могилёвской области. Белорусы свято чтят традиции своих отцов: из поколения в поколение передают народные песни, традиции ткачества, кулинарии, рукоделия. Кузбасские белорусы сохранили память о пожилой бездетной семье. Хозяина звали Лявон, а хозяйку Лявониха. Они приглашали соседей на вечорки-посиделки. При лучине женщины пряли, ткали, вязали, вышивали и пели старинные обрядовые песни. Позднее появился гармонист, и в дальнейшем эти вечера стали называться «В гостях у Лявонихи». Палилей, А.В. Традиционная обрядовая культура и песенно-танцевальный фольклор мордвы и белорусов Кузбасса / А.В. Палилей, А.П. Орлова, Т.И. Кимеева. – Кемерово, 2012. – С. 77

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): белорусы

Все вопросы и ответы по регионам в Большом этнографическом диктанте за 2021 год смотрите на страничках нашего сайта, посвящённой этой Международной просветительской акции.

Happy
Happy
4
Sad
Sad
2
Excited
Excited
4
Sleepy
Sleepy
2
Angry
Angry
3
Surprise
Surprise
0
Оцените статью
Добавить комментарий