Ответы на Большой этнографический диктант 2021 Белгородская область

Белгородская область была образована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 января 1954 года с передачей в её состав 23 районов из Курской области: Белгородского, Беленихинского, Боброво-Дворского, Больше-Троицкого, Борисовского, Валуйского, Велико-Михайловского, Волоконовского, Грайворонского, Ивнянского, Корочанского, Краснояружского, Микояновского, Новооскольского, Прохоровского, Ракитянского, Саженского, Скороднянского, Старооскольского, Томаровского, Уразовского, Чернянского, Шебекинского, и 8 районов из Воронежской области: Алексеевского, Буденновского, Вейделевского, Ладомировского, Никитовского, Ровеньского, Уколовского, Шаталовского. Общая площадь Белгородской области составляла 27,1 тысяч кв. км с населением (по переписи 1959 года) 1 миллион 227 тысяч человек. Официальный сайт Белгородской области. Кулответ.ру приглашает всех на диктант, это будет увлекательно. Белгородцы могут стать участниками просветительской акции «Большой этнографический диктант-2021» по Белгородской области, который будет проходить с 3 по 7 ноября.

Большой этнографический диктант Белгородская область

Вопросы с ответами Большой этнографический диктант по Белгородской области

Чтобы ответить на вопросы Диктанта необходимо с 00:01 3 ноября по 23:59 7 ноября, надо зайти на официальный сайт акции БЭД и после прохождения небольшой регистрации с обязательным указанием страны и региона, выбрать правильные варианты ответов, классный ответ поможет вам с выбором, но мы не гарантируем, что всё будет верно, так что не стоит торопиться, давайте обсуждать ответы в комментариях. Всего 30 вопросов, 20 из них для всех одинаковы, а 10 имеют отношение к региону, они так и называются, региональная часть Диктанта.

Вопрос №21

Какой элемент женского народного костюма назывался на Белгородчине «грибатка»?

Несколько вариантов:

а. Шнурок для украшения
б. Шелковая узорная ткань
в. Кушак
г. Шейное нагрудное украшение в виде тесьмы, обшитое шелковой и металлической нитями и декорированное солярными знаками.

Грибатка (рус.) – шейное нагрудное украшение в виде тесьмы, обшитое шелковой и металлической нитями, декорированное своеобразными розетками (солярными знаками), выполненными вышивкой по картону разноцветными шерстяными нитками по определенному цветовому сочетанию характерных для данной местности цветов, а также украшенное пуговицами, бисером, стеклярусом. Безусловно в древние времена грибатка надевалась не столько для красоты, сколько в качестве амулета. По воспоминаниям старожилов белгородских деревень, грибатка представляла собой висячее монисто из кругов — «ярил», размещенных по сдвоенным шнурам и искусно украшенное. Источники: 1\. Жиров, М.С. Народная художественная культура Белгородчины : учебное пособие / М.С. Жиров. — Белгород, 2000. — С. 195-196. 2\. Жиров, М.С. Традиционный народный костюм Белгородчины : история и современность : учебное пособие / М.С. Жиров, О.Я. Жирова, Т.А. Митрягина. – Белгород, 2018 – 376 с., С. 249.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Шейное нагрудное украшение в виде тесьмы, обшитое шелковой и металлической нитями и декорированное солярными знаками.

Вопрос №22

Этот старинный вид женской одежды наибольшее распространение имел в селах Белгородско-Курской этнолокальной зоны и представляет собой плечевую женскую одежду без рукавов, надеваемую поверх рубахи. О каком из компонентов одежды идет речь?

Несколько вариантов:

а. Фартук
б. Телогрейка
в. Сарафан
г. Коты

Сарафанный комплекс – самый распространенный костюм среди населения России. Сарафаном вплоть до XVII в. на Руси называлась длинная распашная мужская одежда, позднее он стал атрибутом женской одежды. Южный сарафанный комплекс значительно отличался от северного используемыми материалами, хотя его крой оставался без изменения. Женскую одежду Белгородско-Курского региона представляет разнообразие сарафанного комплекса: на лямках, в складку со спины, гофрированного спереди и со спины, глухого – косоклинного, «круглого», как и в старину, именуемого «саяном» (с середины или в конца XIV в.). Для изготовления сарафанного комплекса использовались самые разные ткани. Это зависело от социальной принадлежности владелицы и назначения вещи. Для праздничных и свадебных сарафанов приобретали дорогие «шалоновые», «штофные» и шелковые фабричные ткани. Украшались сарафаны галуном, кружевом, серебряным и позолоченным позументом, лентами, шнуром, вышивкой шерстяными нитями, гладкими и прорезными пуговицами. Декор умело подчеркивал конструктивные особенности – он шел по краю верхней части сарафана, по проймам и подолу. Социальные и возрастные особенности владелицы подчеркивали ширина, место расположения и количество позумента. Сарафаны, предназначенные для работы по дому и в поле, шились из домотканой льняной и конопляной материи, набойки и пестряди. Источники: 1\. Жиров, М.С. Народная художественная культура Белгородчины : учебное пособие / М.С. Жиров. — Белгород, 2000. — С. 207-209. 2\. Жиров, М.С. Традиционный народный костюм Белгородчины : история и современность : учебное пособие / М.С. Жиров, О.Я. Жирова, Т.А. Митрягина. – Белгород, 2018 – 376 с., С. 106-109.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Сарафан

Вопрос №23

По мнению историков и этнографов большой вклад в становление и развитие народной культуры Белгородчины привнесли прямые потомки аборигенов края – славяне — «степняки», возвратившиеся из северных регионов России, куда их предки были оттеснены татарским нашествием. Выберите правильный вариант ответа.

Несколько вариантов:

а. «Сведенцы» и «Однодворцы»
б. «Горюны» и «Севрюки»
в. «Пушкари» и «Стрельцы»
г. «Северяне» и «Поляне»

По данным писцовых книг, в «Списках населенных мест» городов Белгородской засечной черты упоминаются «севрюки» и «горюны». О происхождении горюнов существуют разные предположения. Так, В.В. Мавродин утверждал, что горюны – это остатки северян, уцелевших среди колонизированных потоков нового населения XVI-XVIII вв. Эту точку зрения поддерживал Б.А. Рыбаков, доказав, что среди переселенцев были жители полесских районов Черниговщины и Брянщины, верхнего Днепра. Пограничное положение, соседство с украинцами и белорусами сказалось на внешнем облике горюнов. Они отличались от окружавшего их населения, как по говору, так и по костюму. Мужская одежда, войлочные «колпаки» в качестве головного убора были сходны с полесско-белорускими головными уборами. Своеобразный комплекс женского костюма (женская рубаха с прямыми поликами, пришитыми по основе: понева-плахта в качестве поясной одежды, полотенчатый головной убор) был известен в бассейне Северского Донца. Вполне вероятно, что именно эти этнические группы, некогда населявшие территорию края, и есть потомки древних северян, поселения которых находились в Путивльском уезде Белгородской (впоследствии Курской) губернии, а ныне – Сумской области. Эти прямые потомки аборигенов края – славяне – «степняки» внесли существенный вклад в становление и развитие народной художественной культуры Белгородчины. Источники: 1\. Жиров, М.С. Традиционный народный костюм Белгородчины : история и современность : учебное пособие / М.С. Жиров, О.Я. Жирова, Т.А. Митрягина. – Белгород, 2018. – 376 с., С. 263. 2\. Мавродин, В.В. Очерки истории СССР: Древнерусское государство / В.В. Мавродин. – М., 1956. – 263 с.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): «Горюны» и «Севрюки»

Вопрос №24

Этот праздничный головной убор, бытующий в селах Белгородско-Воронежского региона, носили преимущественно женщины из материально обеспеченных семей и чаще всего до появления первенца в семье. Как называется этот головной убор, надевавшийся поверх кички?

Несколько вариантов:

а. Кукушка
б. Ворона
в. Воробей
г. Сорока

Сорока — часть головного убора замужней женщины юга России, надевавшаяся поверх кички. Сорока была многосоставной и имела «очелье» (вышитую часть), боковые части с завязками («крылья», «хвост» и заднюю часть). Древние сороки были более сложны в плане детализации (5-8 и более элементов). Сегодня на Белгородчине бытует несколько вариантов сорок: с высокой и низкой «челушкой», с «косицами» (черные перышки селезня) у висков, с «флотами» (лентами), «арепеем»(розетки из лент и пуговиц). Многообразна вышивка сорок золотой и серебряной нитью, украшенная цветным бисером, стеклярусом, позументом, лентами. Источники: 1\. Жиров, М.С. Народная художественная культура Белгородчины : учебное пособие / М.С. Жиров. — Белгород, 2000. — С. 207-208. 2\. Жиров, М.С. Традиционный народный костюм Белгородчины : история и современность : учебное пособие / М.С. Жиров, О.Я. Жирова, Т.А. Митрягина. – Белгород, 2018 – 376 с., С. 263.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Сорока

Вопрос №25

В конце XVI-XVII вв. в связи со строительством Белгородской оборонительной черты происходила правительственная колонизации территории Засечной черты. Как называется сословная категория «служилых людей по отечеству», оказавшая заметное влияние на развитие народной культуры Белгородчины, сохранявшая локальность (замкнутость) своих традиций (жившая сама по себе, не сближаясь с крестьянами) вплоть до XX в.?

Несколько вариантов:

а. «Поляне»
б. «Однодворцы»
в. «Стольники»
г. «Северяне»

Низшие служилые люди – мелкопоместные дети боярские и приборные чины в XVII-XVIII веках назывались «однодворцами». «Однодворцы» занимали промежуточное положение между дворянами и крестьянами. Они получали от государства земельные участки под титулом служилого поместья и жили всего-навсего одним двором (отсюда их название «однодворцы»). Понятие «однодворцы» сохранилось вплоть до XIX века в качестве податного населения. Однодворцы сохраняли локальность своей культуры, что наиболее зримо проявилось в народном костюме, особенностях его декоративной отделки. На территории края крупные поселения однодворцев отмечены в Старооскольском, Белгородском уездах, в Воронежской губернии (современные Губкинский, Старооскольский, Яковлевский и Валуйский районы). Следует подчеркнуть, что однодворцы были сословной, а не этнической группой населения. Особые социально-экономические условия наложили отпечаток на многие стороны уклада их жизни. В силу привилегированного по роду («дворянская костка») и по экономической обеспеченности положения (земли у них всегда было вдоволь) четвертники-однодворцы жили сами по себе, не сближаясь с крестьянами. Источники: 1.Жиров, М.С. Народная художественная культура Белгородчины : учебное пособие / М.С. Жиров. — Белгород, 2000. — С. 211-212. 2\. Жиров, М.С. Традиционный народный костюм Белгородчины : история и современность : учебное пособие / М.С. Жиров, О.Я. Жирова, Т.А. Митрягина. – Белгород, 2018. – 376 с., С. 48-49.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): «Однодворцы»

Вопрос №26

Так в народной среде называли мужскую рубаху туникообразного покроя с косым разрезом-пазухи слева, возникновение которой связано с периодом обособления русского народа от украинцев и белорусов. Выберите правильный вариант ответа.

Несколько вариантов:

а. «Косоворотка»
б. «Голошейка»
в. «Дымка»
г. «Малахай»

Косоворотка (рус.) – поздний тип мужской рубахи с воротником-стойкой, втачным рукавом и асимметричной застежкой. Появилась в период монголо-татарского нашествия. Зарождение рубах типа «косоворотка» (косой разрез-пазуха слева) ученые напрямую связывают с периодом обособления русского народа от украинцев и белоруссов.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): «Косоворотка»

Вопрос №27

Как называется один из древнейших элементов народного костюма, представляющий собой поясную одежду в клетку из домотканной шерстяной ткани, которую носили замужние женщины сел Белгородско-Воронежской этнолокальной зоны Белгородской области?

Несколько вариантов:

а. Понева
б. Гашник
в. Гофре

Понева, панева – поясная одежда в клетку (имеющая множество вариантов исполнения), выполненная из домотканой шерстяной ткани «волосени», в зависимости от места бытования имевшая свои орнаментальные, колористические и конструктивные особенности. Понева – один из древнейших элементов народного костюма замужних женщин Белгородско-Воронежского региона, хотя в древности регионы бытования поневы охватывали практически всю территорию южных и центральных районов России. Источники: 1\. Жиров, М.С. Народная художественная культура Белгородчины : учебное пособие / М.С. Жиров. — Белгород, 2000. — С. 202-203. 2\. Жиров, М.С. Традиционный народный костюм Белгородчины : история и современность : учебное пособие / М.С. Жиров, О.Я. Жирова, Т.А. Митрягина. – Белгород, 2018 – 376 с., С. 171-174.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Понева

Вопрос №28

В некоторых селах Белгородчины так называли верхнюю зимнюю распашную одежду из овечьих шкур, сшитых мехом внутрь. Выберите правильный вариант ответа.

Несколько вариантов:

а. Малахай
б. Андарак
в. Кожух
г. Зипун

Распространенным материалом для изготовления верхней одежды была дубленая овчина. Наши предки с незапамятных времен разводили овец, овчинный кожух был доступен каждому и был излюбленным видом теплой верхней мужской и женской одежды. Это меховая одежда типа полушубка, пониже колен, чаще всего крытая сукном. Простые люди носили «нагольные» (кожей наружу) кожуха, а богатые покрывали их сверху сукном, нарядной тканью. Праздничные кожухи имели ярко-коричневый цвет, а будничные — черный. Как полагают специалисты, впоследствии долгополые кожухи стали называть тулупами или шубами, а короткие – полушубками. Это была зимняя одежда из дубленой овчины, мехом внутрь, распашная, с широким запахом , без застежек. Источники: 1\. Жиров, М.С. Народная художественная культура Белгородчины : учебное пособие / М.С. Жиров. — Белгород, 2000. — С. 210. 2\. Жиров, М.С. Традиционный народный костюм Белгородчины : история и современность : учебное пособие / М.С. Жиров, О.Я. Жирова, Т.А. Митрягина. – Белгород, 2018 – 376 с., С. 92.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Кожух

Вопрос №29

Как называется разновидность глухой поневы, представляющая собой шерстяную юбку с вертикальными полосками разного цвета, бытовавшая в селах Белгородской области?

Несколько вариантов:

а. Гашник
б. Андарак
в. Гофре
г. Кафтан

Наряду с поневами в Белгородско-Воронежском регионе бытовали юбки-андараки (эволюционированная разновидность глухой поневы). Андарак представляет собой шерстяную юбку с вертикальными полосками красного, зеленого, синего, оранжевого, фиолетового цвета. Его происхождение относится к периоду не ранее XV в. и связано с бытом военно-служилого сословия. «От пояса до ног 77 дорог» – так говорили об однодворческой юбке с головным убором «платком». Наиболее широкое распространение андарак имел в среде однодворок, потомков военнослужилого населения, «стоящих в социальном отношении несколько выше крестьянства и в быту тяготевших к более высоким социальным слоям» Источники: 1\. Жиров, М.С. Народная художественная культура Белгородчины : учебное пособие / М.С. Жиров. — Белгород, 2000. — С. 210-211. 2\. Жиров, М.С. Традиционный народный костюм Белгородчины : история и современность : учебное пособие / М.С. Жиров, О.Я. Жирова, Т.А. Митрягина. – Белгород, 2018 – 376 с., С. 99.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Андарак

Вопрос №30

Как в селах Белгородской области называли полосу холста преимущественно из шерсти, которой в зимнее время оборачивали ноги перед надеванием лаптей или сапог?

Несколько вариантов:

а. Порты
б. Мотовило
в. Онучи
г. Кумач

Онучи (онущи) – полоса холста, в зимнее время – из шерсти, которой оборачивали ноги перед надеванием лаптей или сапог. Онучи бытовали у всех восточных славян (русских, украинцев, белорусов). Источники: 1\. Жиров, М.С. Народная художественная культура Белгородчины : учебное пособие / М.С. Жиров. — Белгород, 2000. — С. 198. 2\. Жиров, М.С. Традиционный народный костюм Белгородчины : история и современность : учебное пособие / М.С. Жиров, О.Я. Жирова, Т.А. Митрягина. – Белгород, 2018 – 376 с., С. 258.

Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Онучи

Все вопросы и ответы по регионам в Большом этнографическом диктанте за 2021 год смотрите на страничках нашего сайта, посвящённой этой Международной просветительской акции.

Happy
Happy
9
Sad
Sad
2
Excited
Excited
2
Sleepy
Sleepy
0
Angry
Angry
1
Surprise
Surprise
2
Оцените статью
Добавить комментарий