Большой этнографический диктант 2020 года — Смоленская область

Ответы на вопросы — Большой этнографический диктант 2020 года:

Большой этнографический диктант Смоленская область

Смоленская область

Область, в современном понимании, образована 27 сентября 1937 года. Сегодня ее площадь составляет 49786 кв. км. Протяженность области с запада на восток по параллели г. Гагарина — 280 км, с севера на юг по меридиану г. Рославля — 250 км. Почти целиком область расположена на Смоленско-Московской возвышенности, на западе Восточно-Европейской равнины. В центре и на востоке преобладают возвышенности, расчлененные глубоко врезанными речными долинами. Средняя высота поверхности около 220 метров над уровнем моря.

Какие племена населяли Смоленское Поднепровье и Подвинье в IХ-ХI вв.?

Древляне
Поляне
Кривичи
Полочане

Согласно «Повести временных лет Смоленское Поднепровье и Подвинье в IХ-ХI вв. населяли кривичи, «сидящие на верх Днепра, верх Волги и чей град был Смоленск» — большой союз восточнославянских племен с собирательным названием. Источник: Путешествия в древность: [сб. ст.]. — М. : Изд-во МГУ, 1983. — С. 92-97.

Правильный ответ: Кривичи

Всемирно известный археологический комплекс, на месте которого, предположительно, был первоначальный Смоленск.

Насчитывает около 1500 курганов. Время расцвета X век.

Колодня
Гнездово
Ситники
Гедеоновка

На обоих берегах Днепра в 13 км к западу от Смоленска расположился Гнёздовский комплекс археологических памятников – курганный могильник, когда-то насчитывавший около 4000 курганов и несколько поселений, в том числе укрепленных, общая площадь которых составляла более 30 га. К настоящему времени сохранилось около 1500 курганов и одно поселение. Время расцвета Гнёздова – это X век, когда оно становится одним из важнейших центров на «пути из варяг в греки…», своеобразном стержне формирующегося государства, который связал Север и Юг Европы. Материалы гнёздовского комплекса археологических памятников свидетельствуют о том, что здесь в X – начале XI вв. располагался большой по тем временам древнерусский раннегородской центр, тесно связанный своей историей с путем из варяг в греки. Гнёздово, один из наиболее масштабных раннегородских центров домонгольской Руси, который является предшественником исторического Смоленска — столицы древнерусского княжества XII-XIII вв. Хотя Смоленск упоминается в летописи достаточно рано, культурный слой ранее второй половины XI в. на территории города пока не обнаружен. В то же самое время нижняя граница Гнёздовского комплекса археологических памятников – это рубеж IX-X вв., верхняя – первая половина XI в. Известный русский археолог А.А.Спицын, издавая результаты произведенных там раскопок, написал в начале XX в.: «Гнёздово – место старого Смоленска». Название «Смоленск», известное ранним письменным источникам, скорее относится к раннегородскому торгово-ремесленному центру, расцветшему вблизи современной деревни Гнёздово. После того, как постепенно раннегородское поселение утратило свою экономическую и военно-административную роль, название было перенесено на незаметно существовавшее ранее поселение, расположенное выше по течению Днепра на его левом берегу. Источник: Гнездовский археологический комплекс: [буклет]. — Смоленск: Свиток, 2006. – С. 3.

Правильный ответ: Гедеоновка

Как назывался широко известный торговый путь по Днепру, соединявший север и юг?

Шёлковый
«Из варяг в греки»
Днепровские пороги
Путь Борисфена

Путь из варяг в греки – название водного торгового пути в Киевской Руси, связывавшего Северную Русь с Южной, Прибалтику и Скандинавию с Византией. Он шёл из Варяжского (Балтийского) моря по р. Неве в Ладожское озеро, затем по р. Волхов в Ильменское озеро, далее по р. Ловать, откуда волоком в Днепр. Впервые термин встречается в «Повести временных лет». Источник: Гнездово: история и современность: материалы межвузовской научно-практической конференции. — Смоленск: СГПИ, 1998. — С. 31-41.

Правильный ответ: Из варяг в греки

Что означает слово – надпись на глиняном кувшине – «Гороухща»?

Соль
Перец
Горчица
Горох

«Гороухща» — древнейший памятник русской письменности: надпись на глиняном сосуде-амфоре. Обнаружена в 1949 г. во время раскопок языческих погребений в курганах у пос. Гнездово Смоленского района, произведенных археологической экспедицией МГУ под руководством профессора Д.А. Авдусина. Среди остатков кремации купца-воина и вещей, сопровождавших умершего, найдена разбитая глиняная амфора (корчага), на верхней части которой была процарапана надпись, первоначально прочитанная как «Гороухща», что означает Надпись сделана владельцем амфоры при наполнении сосуда семенами горчицы, чтобы не путать амфоры, содержащие другие товары. Источник: Андреев Н.В. О чем рассказывают курганы. – Смоленск: Смол. обл. гос. изд-во, 1951. – С. 64.

Правильный ответ: Горчица

С каким языком у смоленских говоров много общего?

Украинским
Белорусским
Польским
Сербским

Тесные торговые, экономические и другие связи Смоленского края и Белоруссии обусловили и вхождение в смоленский диалект ряда слов непосредственно из старобелорусского, а затем и белорусского языков. Источник: Литвин, Э. С. Поэзия Исаковского и народное творчество. — Смоленск: Кн. изд-во, 1955. – С. 70.

Правильный ответ: Белорусским

Самые многочисленные этносы в Смоленской губернии начала ХХ века?

Великороссы
Белорусы
Евреи
Литовцы

«Всех жителей в Смоленской губернии до двух миллионов. Они разделяются на белорусов и великорусов. Белорусы занимают почти всю губернию, за исключением северо-восточных уездов – Сычевского, Гжатского, Юхновского и части Вяземского, где живут или чистые великорусы, или обрусевшие белорусы». Источник: Орловский, И. И. Краткая география Смоленской губернии. – Смоленск: Годы, 2006. – С. 48.

Правильный ответ: Великороссы и Белорусы

Основные виды народных промыслов на Смоленщине:

Гончарное производство
Смоленская игрушка
Фигурное стекло
Ткачество

Источник: Народные промыслы и ремесла Смоленской области: [буклет]. — Смоленск: Свиток, 2007. — 2-я стр. обл.

Правильный ответ: Гончарное производство и Ткачество

Известный смоленский этнограф, фольклорист, лингвист начала XX вв.

Писемский А.Ф.
Орловский И.И.
Добровольский В.Н.
Грачев В.И.

Добровольский Владимир Николаевич (1856-1920). Свыше 50 его научных исследований посвящены вопросам поэтического творчества. В послереволюционное время читал лекции по истории русского театра в Смоленске, Витебске, Белорусском народном университете. В 1919 г. организовал этнографическое Бюро по изучению народного быта и творчества Смоленщины. Добровольским был собран и систематизирован значительный фольклорно-этнографический материал из различных уездов губернии, вошедший в «Смоленский этнографический сборник» (СПб. – М., 1891 – 1903) и «Смоленский областной словарь» (Смоленск, 1914). Им опубликованы также материалы, собранные в Калужской, Орловской, Рязанской губерниях и в Белоруссии; составлена «Программа этнографических сведений о крестьянах центральной России» (Смоленск, 1896). В.Н. Добровольским опубликованы песни и предания Киселевских цыган (1903 г.), составлена цыганская грамматика, опубликованы записи «потайных» языков различных социальных групп населения (1897-1916 г.), сведения о Смоленском и Ельнинском кукольных театрах (1901-1908 г.). Источник: Добровольский Владимир Николаевич (1856-1920): этнограф, фольклорист, лингвист: к 150-летию со дня рождения: биобиблиографический указатель. – Смоленск, 2007. — 283 с.: ил.

Правильный ответ: Добровольский В.Н.

Всемирно известный центр религиозного течения хасидов на Смоленщине?

Хиславичи
Любавичи
Шумячи
Рудня

Первое упоминание о евреях в Любавичах (Руднянский район Смоленской области) относится к 17 в. Здесь тогда существовало еврейское кладбище. В 1799–1800 гг. в Любавичах насчитывалось 99 еврейских дворов и синагога. С приездом в 1813 г. Дова Бера Шнеерсона Любавичи стали центром учения Хабад. В 1851 г. в Любавичах имелось пять синагог, пять хедеров, функционировало двухклассное еврейское училище 1-го разряда. В 1881 г. евреям принадлежали 238 домов из 382. В 1897 г. в Любавичах проживало 1660 евреев (67,3% от всего населения). Главными источниками дохода евреев были торговля льном и предоставление ночлега многочисленным хасидам, приезжавшим к своему ребе. В 1897 году Шолом Дов Бер Шнеерсон основал в Любавичах иешиву «Томхей тмимим». Хотя в 1915 году он покинул местечко, за последователями движения Хабад сохранилось название «любавичские хасиды». В 1918 г. иешиву переехала в Кременчуг. В Любавичах находилась огромная библиотека, которая содержала тысячи томов и сотни рукописей. Во время Первой мировой войны она была направлена в Москву и передана в Румянцевский музей (ныне Государственная Публичная библиотека РФ). Источник: Смоленская область: энциклопедия. – Смоленск: СГПУ, 2003. – Т. 2: А – Я. – С. 234.

Правильный ответ: Любавичи

Меценат, собиратель, коллекционер уникальных предметов русской старины, передавший в 1911 г. свой историко-этнографический музей в дар г. Смоленску.

Клетнова Е.Н.
Морозов С.Т.
Тенишева М.К.
Третьяков П.М.

Тенишева Мария Клавдиевна (1863 (1864) – 1928), выдающаяся деятельница русской и европейской культуры, коллекционер, меценат, художник, педагог, исследователь древних эмалей и инкрустаций, создатель художественного Талашкина близ Смоленска. М.К. Тенишева составила коллекцию декоративно-прикладного и народного искусства в имении Талашкино. Большой раздел собрания представляли памятники древнерусского искусства, начиная с домонгольского периода. В 1905 г. коллекции были перевезены в Смоленск, в 1907 г. показаны в Лувре, а в 1911 г. подарены Смоленску (смоленскому филиалу Московского археологического института). М.К. Тенишева была крупнейшим меценатом своего времени. Она покупала произведения молодых художников (М.А. Врубель, А.Н. Бенуа, С.В. Малютин, Н.К. Рерих), поддерживала их материально, устраивала международные выставки. На свои средства она открыла в Петербурге бесплатную рисовальную студию под руководством И.Е. Репина, которую окончили многие впоследствии выдающиеся художники. На хуторе Фленово М.К. Тенишева устроила образцовую сельскохозяйственную школу, пригласив сюда профессора Р.Э. Регеля, разработав уникальную программу сельскохозяйственного образования. В Талашкине были организованы художественные мастерские, приглашены талантливые художники, создан театр. Источник: Журавлева Л. С. «Придите и владейте, мудрые…». — Смоленск: Московский рабочий, Смол. отд. издание, 1990. – С. 116.

Правильный ответ: Тенишева М.К.

Happy
Happy
1
Sad
Sad
4
Excited
Excited
2
Sleepy
Sleepy
1
Angry
Angry
3
Surprise
Surprise
3
Оцените статью
Добавить комментарий