Большой этнографический диктант 2020 года — Костромская область

Ответы на вопросы — Большой этнографический диктант 2020 года:

Большой этнографический диктант Костромская область

Содержание
  1. Костромская область
  2. Назовите единственный в мире кукольный театральный коллектив, созданный в городе Костроме?
  3. В Костромском Поволжье этнографические источники зафиксировали обряд, получивший название «крещение кукушки».
  4. К какому празднику был приурочен первый выгон скота в Костромской области?
  5. Кто из костромских этнологов является автором книги «Из вопросов и фактов этнологии Костромского края»?
  6. Какие ремесленники общались на тайном «жгонском» языке, чтобы сохранить секреты своего мастерства?
  7. В комплексе обрядовых действий, связанных со свадьбой, этнографические источники для Костромского Поволжья фиксируют обряд прощания девушки
  8. В комплексе обрядовых действий, связанных со свадьбой, этнографические источники для Костромского Поволжья во время второго этапа фиксируют обряд «Продажи косы».
  9. О представительницах какого народа, проживающего на территории Костромской области (по материалам 19-н.20вв.), идет речь:
  10. «Повойник» — это …
  11. В каком веке на территории города Костромы появилась Татарская слобода?

Костромская область

Административно- территориальное устройство Костромской области определено Законом Костромской области № 112-4 ЗКО от 9 февраля 2007 года. Территория области находится в пределах границ, установленных в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1944 года № 801/1, а также Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 18 июля 1956 года № 713/2.

Назовите единственный в мире кукольный театральный коллектив, созданный в городе Костроме?

  • Еврейский театр кукол
  • Татарский театр кукол
  • Цыганский театр кукол

Цыганский театр кукол «МИШТО ЯВЬЯН» («Добро пожаловать») создан в 2015 году в Костроме двумя энтузиастами – артистом областного театра кукол Анатолием Дорном и создателем цыганского музея, руководителем цыганского ансамбля «Большое счастье» Сергеем Андреевым на базе Музея цыганской культуры и быта. Иванова Е. Цыганский театр в Костроме // Московский комсомолец в Костроме. — 2017. — 29 марта — 5 апреля (№ 14). — С.3.

Правильный ответ: Цыганский театр кукол

В Костромском Поволжье этнографические источники зафиксировали обряд, получивший название «крещение кукушки».

Суть обряда заключалась в том, что участники втайне от остальных, особенно молодых, неженатых парней уединялись, делали из травы куклу («кукушку»), перед которой играли и веселились весь день. В конце дня, перед тем, как идти домой, участники «кумились», то есть роднились, становясь как бы членами одной семьи. Половозрастной состав участников был постоянно один и тот же, какой?

  • Взрослые женатые мужчины
  • Молодые мальчики (не парни)
  • Молодые незамужние девушки, достигшие репродуктивного возраста

Кабатов С.А. Первичный анализ первого этапа комплекса свадебных обрядовых действий в среде сельского населения Костромского Поволжья XIII-XVIII вв. // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова / Научно-методический журнал, №1. –Кострома: КГУ имени Н.А. Некрасова, 2015 б. – С. 13-17. Кабатов С.А. Первичный анализ второго и третьего этапов комплекса свадебных обрядовых действий в среде сельского населения Костромского Повол-жья XIII-XVIII вв. // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова / Научно-методический журнал, №3. –Кострома: КГУ имени Н.А. Некрасова, 2015 в. С. 8-14.

Правильный ответ: Молодые незамужние девушки, достигшие репродуктивного возраста

К какому празднику был приурочен первый выгон скота в Костромской области?

  • День Петра и Павла
  • Егорьев день
  • Васильев вечер
  • Пасха

Первый весенний выгон скота на пастбище на Костромской земле обычно приурочивался к дню православного святого Георгия Победоносца или Егория (23 апреля/6 мая), так как его считали покровителем домашнего скота и пастухом (повелителем) волков: «Как поспеет пастбишшо, так и выгоняют скотину. Но самое лучшее – выгнать на Егория. Если кто знает толк в пастушне хорошо, старается выгнать на Егория, только надо знать слова». Культура.рф/ Костромской егорьевский обряд и его музыка

Правильный ответ: Егорьев день

Кто из костромских этнологов является автором книги «Из вопросов и фактов этнологии Костромского края»?

  • Владимирский Н.Н.
  • Дюбюк Е.Ф.
  • Смирнов В.И.

Василий Иванович Смирнов (1882 — 1941) — российский и советский краевед, археолог, этнограф, геолог, общественный деятель. Долгие годы работал в Костроме, занимался археологическими и этнографическими исследованиями, директор Костромского музея, председатель Костромского Научного Общества по изучению местного края. За время 1914-1929 годов, несмотря на все трудности, вышло 43 выпуска «Трудов КНОИМК». 1. Смирнов В.И. Народ в тюрьме (1930-1931). Материалы к биографии В.И. Смирнова (1882-1941) / В. И. Смирнов, [авт. биогр. Л.С. Китицина; сост. Т. В. Смирнова]. — Сергиев Посад: [Все для Вас Сергиев Посад], 2011. — 224с. 2. Смирнова Т.В. Открывая старинный альбом…: Борщовы, Гладковы, Китицыны на Костромской и Ярославской земле и их потомки / Т.В. Смирнова. — Сергиев Посад: [б. и.], 2016 (Тверь : Твер. Печат. Двор). — 112, 119 с. : ил.

Правильный ответ: Смирнов В.И

Какие ремесленники общались на тайном «жгонском» языке, чтобы сохранить секреты своего мастерства?

  • Пимокаты
  • Ювелиры
  • Кузнецы
  • Мастера костромской росписи

Жгонский язык относится к числу так называемых «условных языков» русских ремесленников, которые употребляли подобные языки в качестве особых корпоративных средств общения с целью, чтобы разговоры не были понятны окружающим. Впервые наличие особого искусственного языка у костромских шерстобитов отметил В.И. Даль. А.В. Громов «Жгонский язык».

Правильный ответ: Пимокаты

В комплексе обрядовых действий, связанных со свадьбой, этнографические источники для Костромского Поволжья фиксируют обряд прощания девушки

со своим предыдущим качественным состоянием – состоянием девицы («девишник»). Среди прочих действий фиксируется обряд омовения в канун свадьбы, когда будущая невеста подходит к бане через, своего рода, коридор из веточек молодых берез. Почему используются веточки именно березы, а никакого другого дерева?

  • Береза – почитаемое более всех дерево у славянских народов, и человек (девушка) идущий по коридору из веточек этого дерева наделяется некой святостью
  • Береза (молодая) олицетворяется с молодой девушкой, достигшей репродуктивного возраста, и проход по коридору из березовых веточек понимался как переход из состояния девицы в некое другое состояние;
  • Береза обладает особыми бактерицидными, дезинфекционными свойствами, которые отпугивают комаров и другого гнуса от тела человека, и девушка, идущая по данному коридору не доступна для укусов насекомых.

Кабатов С.А. Первичный анализ первого этапа комплекса свадебных обрядовых действий в среде сельского населения Костромского Поволжья XIII-XVIII вв. // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова / Научно-методический журнал, №1. –Кострома: КГУ имени Н.А. Некрасова, 2015 б. – С. 13-17. Кабатов С.А. Первичный анализ второго и третьего этапов комплекса свадебных обрядовых действий в среде сельского населения Костромского Поволжья XIII-XVIII вв. // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова / Научно-методический журнал, №3. –Кострома: КГУ имени Н.А. Некрасова, 2015 в. С. 8-14.

Правильный ответ: Береза (молодая) олицетворяется с молодой девушкой, достигшей репродуктивного возраста, и проход по коридору из березовых веточек понимался как переход из состояния девицы в некое другое состояние

В комплексе обрядовых действий, связанных со свадьбой, этнографические источники для Костромского Поволжья во время второго этапа фиксируют обряд «Продажи косы».

Продажа косы является кульминационным моментом в этом комплексе. Что этот обряд подразумевает?

  • Определенные воздействия на косу (заплетение, продажа и расплетание), визуально указывающие и подтверждающие факт изменения качественного состояния ее владелицы, переход в другую социально-возрастную категорию
  • Укорачивание волос
  • Удаление части волос

Кабатов С.А. Первичный анализ первого этапа комплекса свадебных обрядовых действий в среде сельского населения Костромского Поволжья XIII-XVIII вв. // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова / Научно-методический журнал, №1. –Кострома: КГУ имени Н.А. Некрасова, 2015 б. – С. 13-17. Кабатов С.А. Первичный анализ второго и третьего этапов комплекса свадебных обрядовых действий в среде сельского населения Костромского Поволжья XIII-XVIII вв. // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова / Научно-методический журнал, №3. –Кострома: КГУ имени Н.А. Некрасова, 2015 в. С. 8-14.

Правильный ответ: Определенные воздействия на косу (заплетение, продажа и расплетание), визуально указывающие и подтверждающие факт изменения качественного состояния ее владелицы, переход в другую социально-возрастную категорию

О представительницах какого народа, проживающего на территории Костромской области (по материалам 19-н.20вв.), идет речь:

«Невесте надевали на голову комплекс головных уборов: платок, налобник и покрывало. Платок повязывали под подбородком так, что полотнище располагалось на спине. Поверх платка надевали высокое налобное украшение «битлик» на жесткой основе. Оно закреплялось при помощи узкой полоски ткани «жалкав», украшенной бисером или позументом, плотно охватывавшей подбородок. Поверхность «битлик» и «жалкав» украшали позументом, полудрагоценными камнями, вышивкой. Поверх «битлика» накидывали легкое короткое покрывало «бильгинец». Его края со стороны щек подтыкали таким образом, чтобы «битлик» оставался видимым».

  • Русского
  • Еврейского
  • Татарского
  • Украинского

Кабатов С.А. Первичный анализ первого этапа комплекса свадебных обрядовых действий в среде сельского населения Костромского Поволжья XIII-XVIII вв. // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова / Научно-методический журнал, №1. – Кострома: КГУ имени Н.А. Некрасова, 2015 б.

Правильный ответ: Татарского

«Повойник» — это …

  • Грубая шерстяная ткань
  • Бумажная ткань восточного происхождения
  • Будничный головной убор замужней женщины
  • Широкий пояс, который носили с верхней одеждой

Повойник – головной убор крестьянок – Нерехтский уезд; Повойник – от слова «повить», «обвить» или «обмотать», «укутать повязкой». Русский головной бабий убор, повязка, фата, плат, ширинка, полотенце, обвитка сверх волосника, вроде кички. Повойник носят по будням, а кокошник по праздникам (по В. И. Далю). Масалёва С. Д. Народная одежда Костромского края. Конец XIX – первая четверт ХХ веков. Кострома, 2017. – С. 182.

Правильный ответ: Будничный головной убор замужней женщины

В каком веке на территории города Костромы появилась Татарская слобода?

  • XVI
  • XVII
  • XIX

В середине XVII века переселенцы из нынешнего города Тутаева основали Татарскую слободу. Улицы Костромы: справочник / под. ред. В.Н. Бочкова, И.Н. Захарова. – Ярославль: Верхне — Волжское книжное издательство, 1989. – С. 2.

Правильный ответ: XVII

Happy
Happy
2
Sad
Sad
2
Excited
Excited
2
Sleepy
Sleepy
0
Angry
Angry
4
Surprise
Surprise
0
Оцените статью
Добавить комментарий