Благотворительность — это добровольная деятельность граждан и/или юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Довольно часто благотворительность рисуют как протянутую руку с сердцем.
Мотивы, которыми вызывается благотворительность, могут быть…
В какой-то викторине попался такой вопрос, о том, какие мотивы благотворительности, и 4 варианта ответов к нему:
- А. Только высоконравственными
- Б. Как высоконравственными, так и прагматичными
- В. Только прагматичными
- Г. Злонамеренными
Благотворительность как нравственная задача выражается не просто в готовности поделиться, отдать, но и в готовности вырваться из ограниченности собственного эгоизма. Только бескорыстия, только самоотверженности недостаточно – необходимы понимание, сочувствие, солидарность, чтобы практически воплотить заповедь любви. Милосердие требует не только щедрости, но и духовной чуткости, и нравственной зрелости, и человеку надо самому возвыситься до добра, искоренить в себе зло, чтобы суметь другому сделать добро.
В свое время Бернард де Мандевиль со свойственным ему сарказмом указывал на то, что мотивом благотворительности и милосердия, как правило, является желание заслужить похвалу современников, остаться в памяти потомков: «Гордость и тщеславие построили больше больниц, чем все добродетели вместе взятые». К этому же могут присоединяться и прагматические мотивы при условии, что благодаря мудрости и рачительности законодателя суммы, потраченные на благотворительность, не облагаются налогом.
Мотивов заняться благотворительностью много, но самые распространённые среди них для физических лиц, это:
- Морально-нравственные мотивы
- Личное отношение
- Религиозные мотивы
- Симпатия или жалость
- Личное удовлетворение от благотворительного поступка
- Настойчивость просителя
- Чувство вины перед обществом за свою деятельность
- Мода
- Национальные/профессиональные причины
А вот к корпоративным мотивам благотворительности относят:
- Улучшение имиджа компании
- Соображения престижа
- Адресный доступ к определенному рынку и его целевым группам
- Демонстрация социальной ответственности компании (особенно важно при выходе на международные рынки)
- Продвижение продукта — товара или услуги
- Снятие социальной напряженности в местных сообществах на территориях деятельности компании
- Воспитание лояльности к компании (часто встречается при работе с детьми и молодежью)
- Улучшение отношений с местной властью
- Организация досуга для сотрудников фирмы, клиентов и партнеров (относится к поддержке проектов в области культуры, искусства, спорта)
- Лоббирование интересов компании
Но все мотивы благотворительности можно выделить всего в три группы:
- благотворительность как моральная установка жертвователя
- эмоциональные реакции
- практическая выгода
Теперь рассмотрим варианты ответов, мотивы благотворительности не могут быть «Только высоконравственными», например погнаться за модой никак к нравственности не относится. «Только прагматичными» тоже не могут быть, так как есть всё-таки и нравственные. Теперь о «Злонамеренными», трудно себе представить ка злонамеренные действия могут быть мотивом благотворительности.
Наш ответ: Б. Как высоконравственными, так и прагматичными