18 апреля Интеллектуальный краеведческий диктант «МОСКОВСКИЙ КОД»

Интеллектуальный краеведческий диктант «Московский код» – это замечательная возможность оценить свои знания об истории Москвы и узнать много нового о городских памятниках.

Московский код 18 апреля

Ответы на Интеллектуальный краеведческий диктант «Московский код» 18 апреля 2021 год

18 апреля Москва в 20-й раз отметила Дни исторического и культурного наследия. В Международный день охраны памятников и достопримечательных мест Департамент культурного наследия города Москвы впервые проведет диктант «Московский код». Вопросы будут касаться различных исторических периодов города от древности до наших дней, памятников архитектуры, расположенных как в центре, так и за его пределами. В рамках Диктанта Вы узнаете, как появлялись названия улиц и площадей, интересные факты о московских градоначальниках, меценатах, архитекторах XIX-XX века. Вас спросят о ремесленных слободах, секретах торговли компании «Мюр и Мерилиз».

Диктант проводится при поддержке Департамента образования и науки города Москвы, Московской городской думы, Общественной палаты города Москвы. В составлении вопросов принимали участие преподаватели МГУ им. М.В.Ломоносова, историки и краеведы. Диктант не имеет ограничений по возрасту и каждый сможет принять в нем участие. Единственное ограничение – это временное, на его прохождение дается всего 60 минут. Видео с вопросами и ответами Диктанта будет доступно после прохождения тестовых заданий.

Вопрос 1 из 25

Столица РФ – многоконфессиональный мегаполис. Так, в Москве действует несколько католических храмов. Богослужения некоторых католических общин проходят на квартирах (например, филиппинская и индонезийская общины встречаются на Кутузовском проспекте, немцы-католики – на проспекте Вернадского, есть в Волковом переулке часовня испано- и португалоговорящих католиков, в Люблине в здании бывшего ДК «Звезда» встречаются белорусы, украинцы, поляки, испанцы, итальянцы и представители других народов). Один из католических храмов – памятник истории и культуры, – строили без малого 46 лет.

Что это за храм и где находится?

  • храм Святого Людовика Французского (ул. Малая Лубянка, д. 12)
  • храм Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии (ул. Малая Грузинская, д. 27)
  • храм Святых Апостолов Петра и Павла (Милютинский переулок, д. 18А)
  • храм Святой равноапостольной княгини Ольги Римско-католической церкви (проезд Кирова, д. 6)

На следующий день после взятия Бастилии, 15 июля 1789 года, вице-консул Франции Кондер де Босс обратился к Екатерине II за разрешением на строительство французского храма в Москве. Строительство растянулось на несколько десятилетий — в основном потому, что не хватало средств. Но 24 ноября 1835 года храм был торжественно освящен в присутствии всех значимых лиц города.

Вопрос 2 из 25

На фасадах московских домов часто встречается кадуцей – жезл Гермеса. Он выглядит как посох, оплетенный двумя змеями, иногда – с крыльями на перекладине. В современной России он используется в эмблеме Таможенной службы. На каких домах его размещали?

О чем говорит его наличие на фасаде?

  • что домовладелец связан с медициной
  • что домовладелец связан с торговлей
  • что домовладелец связан с таможней

Мифологическая основа представления о кадуцее как о знаке согласия и примирения связана с историями о его получении Гермесом от Аполлона после завершения ссоры, а также о змеях, прекративших борьбу. В русской традиции кадуцей служит символом торговли, потому что купцы считали, что одна змея – «жадность», а другая – «хитрость». И удачлив тот торговец, у которого эти змеи «договорились».

Вопрос 3 из 25

В Москве сохранилось несколько зданий, связанных с пожарной охраной, зданий каланчей. Например, Максимилиан Геппенер возвел каланчу в Сокольниках, которая в момент создания была одним из самых высоких зданий в Москве.

Сколько стоило построить каланчу в Сокольниках и почему от идеи ее постройки до реализации замысла прошло около 20 лет?

  • 40 тысяч рублей серебром; потому что проект не проходил согласование
  • 38 тысяч рублей серебром; потому что поменялась администрация района и разрешительная документация была утеряна
  • 5 тысяч рублей; потому что Московская городская дума считала, что каланча бессмысленна при тушении лесных пожаров, а Сокольники были лесом
  • 20 тысяч рублей; потому что строили каланчу на народные деньги

После долгих просьб горожан Москвы, дума разрешила строительство здесь пожарной каланчи. В течение 18 лет собирали средства на постройку среди жителей района. Всего было собрано 20 тысяч рублей.

Вопрос 4 из 25

В 1896 году архитектор Карл Гиппиус построил для Алексея Бахрушина здание в стиле английской готики, в котором теперь располагается Театральный музей.

Как тогда называлась улица Бахрушина?

  • Конная улица
  • Верхняя Татарская улица
  • Средняя Татарская улица
  • Лужнецкая улица

С XIV века на месте современного Павелецкого вокзала действовал московский конный рынок, а вокруг были луга для выпаса лошадей.

Вопрос 5 из 25

Всем известен адрес «нехорошей квартиры» из романа Михаила Афанасьевича Булгакова. А какую квартиру автор «Мастера и Маргариты» считал «хорошей»?

Назовите адрес «хорошей» квартиры.

  • на Малой Бронной ул., д. 22
  • на Большой Пироговской ул., д. 35-а
  • на Погодинской ул., д. 13
  • в Лаврушинском переулке, д. 6

C 1927 года и до 1934 года Михаил Афанасьевич Булгаков жил по Адресу Большая Пироговская улица, 35-а, квартира 6. В 1925 году Булгаков женился во второй раз. Годы брака с Любовью Евгеньевной Белозерской — это годы создания «Дней Турбиных», «Багрового острова», «Зойкиной квартиры». Она переводила для Булгакова с французского языка книги о Мольере. Её рукою, под диктовку писателя, написаны многие страницы пьесы «Кабала святош» и пьесы «Адам и Ева» и страницы первой редакции романа «Консультант с копытом», который впоследствии стал романом «Мастер и Маргарита». Любови Евгеньевне были посвящены роман «Белая гвардия», повесть «Собачье сердце» и пьеса «Кабала святош» («Мольер»). Но прочнее всего имя Любови Евгеньевны связано с замыслом и рождением пьесы «Бег»: её живые рассказы об эмиграции и эмигрантах, о Константинополе и Париже послужили источником вдохновения для писателя при создании пьесы. И на этот же адрес приехала в 1932 году третья жена Булгакова, Елена Сергеевна Булгакова (урожденная Нюренберг, в первом браке Неёлова, по второму мужу Шиловская). Михаил Афанасиевич был тут счастлив.

Вопрос 6 из 25

Государственный музей А.С.Пушкина располагается на улице Пречистенка, в великолепной ампирной усадьбе, построенной после опустошительного пожара 1812 года по заказу гвардии прапорщика в отставке Александра Петровича Хрущева. Роскошный особняк с мезонином, белыми колоннами, античными барельефами на фронтоне окружали многочисленные служебные постройки и сохранившийся до наших дней сад с изящным павильоном. «Богачи Хрущевы» жили открытым домом, и московское дворянство с удовольствием ездило к ним на балы, званые вечера и обеды. Бывал ли здесь Пушкин – доподлинно неизвестно, но, учитывая обширные связи Хрущевых, принимавших у себя «всю Москву», можно предположить, что поэт тоже посещал этот гостеприимный дом.

А как звали архитекторов, создавших эту «жемчужину» послепожарной Москвы – усадьбу Хрущевых-Селезневых?

  • И.Я.Яковлев и К.И.Бланк
  • Д.И.Жилярди и А.Г.Григорьев
  • Д.Н.Селезнёв и В.Ф.Бренна
  • А.Ф.Миронов и Н.Сальви

Доменико Жилярди (1785-1845) – швейцарский архитектор, работавший в России под именем Дементий Иванович Жилярди. Обучался живописи в Санкт-Петербурге, архитектуре – в Италии. После войны 1812 года участвовал в восстановлении Колокольни Ивана Великого и других зданий Московского Кремля. Долгие годы сподвижником и равноправным соавтором Жилярди был русский архитектор, мастер «московского ампира» Афанасий Григорьевич Григорьев (1789-1856). Дуэт Жилярди-Григорьев поднял из руин разрушенное при пожаре здание Московского университета на Моховой, Екатерининский институт (современная Суворовская площадь), Вдовий дом (Кудринская площадь), Слободской дворец (Лефортово) и др. Этому творческому союзу обязаны своим появлением усадьба Суханово и Конный двор в Кузьминках, Опекунский совет на Солянке, усадьба Усачева на Земляном Валу.

Вопрос 7 из 25

В центре главного зрительного зала театра «Геликон-опера» возвышается красное крыльцо, отсылающее нас к традициям русского средневекового зодчества.

Зачем крыльцо было построено и как оказалось в центре зала?

  • выполняло декоративную функцию
  • служило черным ходом
  • было главным входом в усадьбу
  • сохранилось с XVII века и вело в боярские палаты

Усадьба Шаховских-Глебовых-Стрешневых в конце XIX века была перестроена в качестве театрального комплекса. Теперь зрители парковали свои экипажи во внутреннем дворе и там же попадали в здание. Для того, чтобы обозначить новый главный вход в усадьбу, ее хозяйка – княгиня Шаховская – построила красное крыльцо в русском стиле. Сегодня во дворе старой усадьбы построен оперный зал, а старинное крыльцо с 2015 года служит «царской ложей».

Вопрос 8 из 25

Последний раз, когда в Москве осуществляли передвижку зданий, на дворе стоял 1979 год. Тогда известный дом Сытина на Тверской переехал к углу Настасьинского переулка при строительстве здания «Известий». И вот спустя 41 год, в 2020 г. была завершена современная передвижка нескольких исторических зданий на территории компрессорного завода «Борец» в Марьиной Роще за Савеловском вокзалом.

На сколько метров удалось подвинуть старую водонапорную башню, а также фасады двух корпусов (модельной мастерской и сборочного корпуса) 1898–1899 годов постройки?

  • на ~ 300 м
  • на ~ 500 м
  • на ~ 1 км
  • на ~ 100 м

Технологии бережной передвижки не сильно изменились с XV века, когда Аристотель Фиораванти, прежде чем построить в Москве Успенский собор, прославился у себя на родине перемещением башни в Болонье. В наше время вместо быков и лошадей использовались мощные (а на вид – очень небольшие) домкраты, но все те же рельсы и катки, по которым проехала платформа со зданием.

Вопрос 9 из 25

Как территория Фили-Кунцевского лесопарка на западе Москвы может быть связана с фразеологизмом «не лыком шит»?

«Не лыком шит» —

  • парковые липы в свое время могли служить сырьем для изготовления лаптей – их плели из лубяной части деревьев, которая и называлась лыком
  • фразеологизм может отражать определенные черты характера жителей располагавшихся здесь деревень (Фили, Мазилово и Кунцево). Процесс плетения лаптей из лыка считался делом незамысловатым, а про людей хитрых, умных говорили «не лыком шит»
  • лапти носили крестьяне, а про тех, кто был более высокого достатка, говорили «не лыком шит». Известно, что в XIX веке здесь был построен дачный поселок Кунцево, в котором любили отдыхать многие известные деятели культуры
  • фразеологизм может быть связан с тем, что с XIX века в этой местности получили развитие текстильные предприятия, например, коврово-ткацкая фабрика Ивана Пешкова и шерстоткацкая фабрика Софии Сакс

Фили-Кунцевский лесопарк всегда славился своими липовыми насаждениями, а кора липы традиционно считалась лучшим материалом для получения древесного лыка. Лапти получались прочными и долго носились. В своё время многие парковые липы служили материалом для поделок, ложек, посуды, кадушек, сундуков, мебели и игрушек. Главным липовым сырьём прошлого было лыко, из которого плели местные мужики верёвки, рогожи, мешки, кошёлки, а самое главное — лапти. На пару лаптей обдирали две три молодые липки, а поскольку снашивалась эта пара за неделю, одному человеку в год требовалось 45 пар. Так что «лапотная Россия» своим происхождением во многом обязана Филям, где, возможно, и возникло выражение «обдирать как липку», т. е. дочиста. А сколько других русских поговорок родилось в этих густых зарослях: «не всякое лыко в строку», «не лыком шит», «лыка не
вяжет».

Вопрос 10 из 25

Если обратить внимание на фасад дома Мусиных-Пушкиных, принадлежавший графу Алексею Ивановичу, одному из крупнейших деятелей Русского Просвещения (Спартаковская ул., д. 2/1, площадь Разгуляй), то в глаза сразу бросается небольшая доска в виде трапеции с левой стороны на уровне второго этажа.

Что на самом деле было на этом месте?

  • это мемориал, посвященный славе солдат Отечественной войны 1812 г.
  • это творческий замысел архитектора, восстановившего усадьбу после пожара 1812 г.
  • это доска, куда вешали портреты почетных граждан Москвы
  • это солнечные часы

Авторство приписывают известному государственному деятелю, сподвижнику Петра Великого и «московскому колдуну» Якову Вилимовичу Брюсу. После 30-х годов прошлого века по приказу руководителя института все знаки и цифры замазали: мол, среди студентов университета и простых жителей именно из-за часов возросло число психических заболеваний и самоубийств. Было приказано знаки сколоть, а доску закрасить.

Вопрос 11 из 25

На Параде Победы 1945 года на Красной площади было установлено одно временное праздничное сооружение. Его демонтировали сразу после парада, и память о нём осталась только на кинохронике.

Скажите, что это было за сооружение?

  • Триумфальная арка
  • фонтан
  • клумба
  • деревянный обелиск

На старой уникальной хронике 1945 года фонтан прекрасно видно, это единственное доказательство установки и функционирования данного сооружения.

Вопрос 12 из 25

Здание на Тверском бульваре, которое сегодня занимает Московский драматический театр им. А.С.Пушкина, располагается на месте старомосковской усадьбы, известной еще с конца XVIII века. После пожара 1812 года и на протяжении всего XIX столетия главный усадебный дом неоднократно перестраивался. В начале XX века оба этажа здания сдавались внаем.

Кому именно действительный статский советник Портнов сдавал первый этаж?

  • циклистам и музыкально-драматическому кружку
  • дискуссионному клубу
  • танцевальному клубу
  • литературно-художественному кружку «Никитинские субботники», организованному журналисткой и литературным критиком Евдоксией Федоровной Никитиной

Первый этаж сдавался циклистам – так называли тогда владельцев велосипедов – и музыкально-драматическому кружку. У Московского Клуба Велосипедистов даже был свой журнал –»Циклист». На его страницах размещались ежегодные отчеты о деятельности общества, анонсы мероприятий, новости.

Вопрос 13 из 25

В романе «Двенадцать стульев» использована московская городская легенда 1920-х годов про богатого предпринимателя, отдавшего свое состояние советскому государству.

Имя этого предпринимателя-миллионера?

  • Савва Морозов
  • Марк
  • Алексей Морозов
  • Николай Стахеев

После 1918 года, когда все его состояние было национализировано, он вернулся в Москву, чтобы забрать из тайника своего дома на Басманной улице серебро и какие-то другие ценности, но когда Николай Дмитриевич уже шёл по улице за этим кладом, его остановили дружинники из рабочих железнодорожного депо. На допросе в ГПУ Стахеев предложил Дзержинскому сделку: он говорит, где в доме спрятаны ценности, а ему назначают пенсию или дают возможность уехать из страны. Дзержинский принял условия бывшего промышленника. Говорили, что Стахеев до конца своих дней получал пенсию, а на часть «найденных» сокровищ был построен Дом культуры железнодорожников на нынешней Комсомольской площади. Об этой истории узнали журналисты железнодорожной газеты «Гудок» Е. Петров и И. Ильф. Рассказывали, что авторы «Двенадцати стульев» взяли интервью у Николая Дмитриевича, и в результате он стал прототипом Ипполита Матвеевича Воробьянинова.

Вопрос 14 из 25

В 1986 году в Москву прибыли журналисты Карлуш Фину и Нуну Вашку из Португалии. Открытие корпункта португальского телевидения они отметили скоростным автопробегом Лиссабон–Москва. Путь в 4827 километров они преодолели за 51 час 30 минут. Через два года автомобильные журналисты из Москвы побили рекорд своих португальских коллег, преодолев ту же дистанцию на специально подготовленном автомобиле Лада «Самара» с номерами 09–13 ООТ за 46 часов 30 минут.

Где был дан старт скоростному автопробегу Москва–Лиссабон?

  • на Васильевском спуске у Беклемишевской башни Московского Кремля
  • из центра Соборной площади
  • от посольства Португалии в Грохольском переулке
  • с Манежной площади от Арсенальной башни Московского Кремля

Автопробег широко освещался в прессе и сохранились фотографии, сделанные в центре Манежной площади, которая в ту пору не была московским пешеходным пространством.

Вопрос 15 из 25

Сигизмунд Кржижановский написал в 1925 году: «Две самых коротких улицы в Москве – Ленивка и Петровские линии. Ленивка – всего три-четыре кое-как, враскос составленных дома – коротка потому, что ей лень быть длиннее». Однако, Ленивка уже давно не самая короткая улица Москвы. Ее длина – 160 метров. Петровские линии – длиной 170 метров.

А какая самая короткая улица Москвы?

  • Банковский переулок
  • Хоромный тупик
  • улица Венецианова
  • Карелин проезд

Улица Венецианова — улица в Северном административном округе города Москвы на территории посёлка Сокол. Имея протяжённость всего 48 метров, улица Венецианова является самой короткой в Москве.

Вопрос 16 из 25

Здание в центре Москвы, которое современный зритель знает как Театр на Малой Бронной, до 51 года прошлого столетия принадлежало другому знаменитому театру.

Какой театр с 1921 по 1951 год располагался на Малой Бронной?

  • Театр Сатиры
  • Московский драматический театр
  • Государственный еврейский театр (ГОСЕТ) под руководством Соломона Михоэлса
  • Театр им. Владимира Маяковского

Все эти театры так или иначе связаны с историей нашего театра, но правильный ответ — Государственный еврейский театр (ГОСЕТ) под руководством Соломона Михоэлса. Только в 1962 году в это здание переехал коллектив «Московского драматического театра», затем получивший название «Театр на Малой Бронной».

Вопрос 17 из 25

В конце 1870-х годов предприниматель и популяризатор дачного отдыха в ближайшем Подмосковье Лианозов приобрел этот обширный участок и открыл здесь увеселительный сад, который назвали «Аркадия». Здесь были рестораны, кегельбаны, открытые эстрады, летние и зимние театры, даже свой «скейтинг-ринг» – пространство, использовавшееся зимой для катка, а летом под танцплощадку. В 1912 году именно здесь открыли театр Тиволи, здание которого сохранилось и имеет статус объекта культурного наследия.

О какой местности идет речь?

  • улица Шота Руставели
  • улица 6-й Лучевой просек
  • улица Абрамцевская, Лианозовский Театр
  • Сокольническая площадь, д. 7

Театр «Тиволи» был одной из самых модных сценических площадок начала века. Как писали журналисты того времени: «Здесь буквально царила музыка». Частыми гостями здесь были актеры Московского художественного академического и Малого театров. И.Н.Ермольев, один из первых отечественных кинодеятелей, снимал в ресторане при театре некоторые свои фильмы. «Тиволи» упоминается в одном из стихотворений Бориса Пастернака, который неоднократно здесь бывал.

Вопрос 18 из 25

Вдоль улицы Серафимовича от Берсеневской набережной до Водоотводного канала протянулся крупный жилой комплекс, известный как «Дом правительства» или, как его еще стали называть после публикации повести Ю.Трифонова, – «Дом на набережной». Возведен он был в 1928-1931 годах по проекту архитекторов Б.Иофана и Д.Иофана на месте строений Винно-соляного двора для расселения ответственных работников госаппарата. Проект дома включал сложные, порой новаторские, архитектурные и инженерные решения и подразумевал создание удобной для жизни инфраструктуры, соединяющей жилье и учреждения общественного обслуживания. Здесь были магазин, детский сад, спортзал, прачечная, сберкасса, кинотеатр, клуб (ныне – Театр Эстрады). В процессе проектирования дома разрабатывались различные варианты его колористического решения.

Какой цвет фасадов первоначально задумывался архитектором?

  • песочно-желтый
  • красно-розовый
  • светло-серый
  • алебастровый

Новый жилой комплекс должен был гармонично дополнить архитектурный ландшафт, сложившийся вокруг Кремля, и первоначально предполагалось, что цвет его стен должен сочетаться с терракотовым цветом кремлевских строений. Добиться необходимого оттенка хотели при помощи гранитной крошки, но по причине дороговизны идею отклонили. Затем был предложен песочный цвет, но и этот вариант был отклонен из-за находившейся рядом электростанции – опасались, что дом бы покроется пятнами от угольной пыли. В итоге дом приобрел свой привычный нам серый цвет.

Вопрос 19 из 25

Дом по адресу: Тверская ул., д. 4 был построен в 1937-40 гг. архитектором Аркадием Мордвиновым. На этом доме есть довольно редкий декор, который роднит его со зданием Телеграфа на Тверской, Петровским пассажем, Казанским вокзалом, зданием Совкино в Малом Гнездниковском переулке и ещё парой домов в Москве. Этот декор однозначно указывает на то, что здание построено до войны.

Подумайте, о чём именно идёт речь?

  • символы 11-ти входивших на тот момент в состав СССР республик
  • нетипичное сочетание серпа и молота
  • стилизованный профиль Сталина
  • несуществующий сорт пшеницы, так и не выведенный советскими генетиками

Под карнизом дома они изображены порознь, а не перекрещенными, как мы привыкли видеть на традиционной советской эмблеме. Дело в том, что официальная визуализация этого советского символа появилась только в середине тридцатых годов, а до этого момента правильным считалось как привычное нам слитное, так и раздельное изображение серпа и молота. Такой декор сохранился всего на нескольких зданиях в Москве, которые были построены в двадцатые-тридцатые годы.

Вопрос 20 из 25

Лорелея – мифологический персонаж, полуженщина-полурусалка, своей красотой и голосом заманивавшая моряков на скалы, а возлюбленных на погибель. В период модерна к изображению золотовласой колдуньи на фасадах домов обращались многие архитекторы, а к сюжету даже Петр Ильич Чайковский.

В чьем стихотворении они черпали вдохновение?

  • Генриха Гейне
  • Василия Жуковского
  • Александра Пушкина

Поэт Клеменс Брентано в 1801 году сочинил балладу «На Рейне в Бахарахе», впоследствии включённую в популярный сборник «Волшебный рог мальчика». Брентано переосмыслил Лорелею как одну из дев Рейна, которые прекрасным пением заманивали мореплавателей на скалы, словно сирены в древнегреческой мифологии. Сильное течение и скалистый берег этого отрезка Рейна действительно создавали в старину все условия для частых кораблекрушений. Созданный Брентано миф о Лорелее получил множество художественных воплощений. Наиболее известно написанное в 1824 году стихотворение Генриха Гейне (нем. «Ich weiß nicht, was soll es bedeuten…»), которое перевёл на русский язык Александр Блок.

Вопрос 21 из 25

Материал, о котором идет речь, применяют в строительстве космических кораблей и самолетов. Этот металл также обладает высокими декоративными качествами, но технологические сложности при отливке долгое время не позволяли использовать его масштабно.

Какой памятник в Москве стал первым в истории нашего города монументом, изготовленным из титана?

  • памятник Карлу Марксу
  • монумент Рабочий и Колхозница
  • памятник Юрию Гагарину
  • монумент Покорителям космоса

Всего два памятника изготовлены в Москве из титана – памятник Гагарину и монумент Покорителям космоса, однако первым поставлен монумент Покорителям космоса, в 1964 году.

Вопрос 22 из 25

Для нужд Московского Императорского яхт-клуба в момент его основания на стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала была организована простая плавучая пристань для стоянки судов, а для хранения инвентаря использовался арендованный там же сарай. В 1870-х силами яхт-клуба был построен деревянный павильон с полноценной пристанью и эллингом. В 1892 году, когда клубу исполнилось 25 лет, его решили обновить, и взамен деревянного павильона был выстроен двухэтажный кирпичный особняк по проекту техника архитектуры Карла Треймана. Здание сохранилось и недавно отреставрировано.

Чем занимались яхтсмены зимой?

  • приводили в порядок инвентарь, красили лодки и писали статьи для популяризации парусного и гребного спорта
  • коньками и лыжами, а также заседаниями в клубе на Стрелке
  • строительством новых судов и лодок, чтобы успеть к регате
  • теоретической работой, включая сбор и анализ информации о международных соревнованиях

Официально задачей клуба заявлялось развитие гребного и парусного спорта, и в уставе организации было прописано, что её члены должны заниматься спортом, укрепляющим физическую силу: например, плаванием, лаун-теннисом или катанием на коньках, но после появления ресторана на Стрелке стали бывать не только заядлые спортсмены — многие приезжали в клуб только ради местной кухни и видов на Москву-реку.

Вопрос 23 из 25

В Большом Харитоньевском переулке Москвы расположились палаты князей Юсуповых, или, как их ещё называют – Юсуповский дворец, одна из комнат которого расписана сюжетами на тему Соколиной охоты царя Ивана Грозного.

К какому году относится живопись на стенах и сводах Юсуповского дворца, повествующая о соколиной охоте царя Ивана Грозного?

  • к 1555 году
  • к 1773 году
  • к 1895 году
  • к 1913 году

Участок в Большом Харитоньевском переулке с каменными палатами 17 века стал принадлежать Юсуповым в 1727 году. О том, что ранее здесь находился Охотничий дворец Ивана Грозного, нет никаких документальных свидетельств, это не более чем московская легенда, которую Юсуповы, однако, всячески поддерживали. И в 1895 году, когда в результате очередной перестройки палаты Юсуповых приобретают привычный нам облик, одну из комнат дворца расписывают сюжетами на тему соколиной охоты, удревляя тем самым свой дворец в глазах обывателя. Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова поручила реставрацию своих московских палат архитектору Султанову, который в 1895 году по эскизам художника Фёдора Солнцева выполнил роспись интерьеров дворца сценами из соколиной охоты.

Вопрос 24 из 25

Архитектор Виктор Мазырин построил в Москве очень много замечательных домов. Но один особняк очень сильно выделяется среди других. Он был построен после путешествия, которое заказчик дома проделал вместе с архитектором. Сразу после возведения из-за своего экзотического для Москвы вида здание подверглось многочисленным насмешкам.

О каком особняке речь?

  • усадьба Маргариты Морозовой на Смоленском бульваре, д. 26/9
  • доходный дом Т.Селиной во 2-м Ростовском переулке, д. 1
  • доходный дом А.Фролова–Ю.Дурновой на улице Машкова, д. 21
  • особняк А.Морозова на Воздвиженке, д. 16

Представительница богатого рода московских купцов Варвара Морозова владела участком по улице Воздвиженка, д. 14. Для своего сына Арсения она купила участок по соседству. Вместе с архитектором Виктором Мазыриным молодой человек путешествовал по Испании и Португалии. Особое впечатление на приятелей произвел замок Пена, который находится недалеко от Лиссабона под городом Синтра в Португалии. В ту пору это была летняя резиденция португальских монархов. Возвратившись в Москву, Мазырин представил проект дома, который напоминал об этом мавританском дворце. Новое белокаменное здание стало объектом насмешек горожан. Это нисколько не огорчало владельца, который часто устраивал здесь роскошные праздники, о которых так же судачила вся Москва.

Вопрос 25 из 25

В самом сердце Москвы возле Кремля перекинулся через Москву-реку великолепный Большой Москворецкий мост. Творение архитектора Щусева и инженера Кириллова. Завершен он был в 1937 году. Мост украшают четыре замечательных смотровых площадки, они воспринимаются как просторные балконы. Расположены они по углам так называемого речного пролета. Ими постоянно пользуются и москвичи, и гости нашего города, чтобы полюбоваться окрестными видами.

Как вы думаете, для чего были созданы эти площадки?

  • для удобства москвичей и гостей столицы. Для того чтобы можно было полюбоваться с этих площадок окружающими видами
  • основания этих площадок являются конструктивно обусловленными элементами моста. Без них мост нельзя было построить, потому на этих вынужденных боковых выступах пришлось сделать наверху такие площадки, чтобы они были хоть сколько-то осмысленны
  • эти площадки возникли случайно в силу того, что в процессе строительства проект моста был переработан. А вообще-то первоначально на основаниях этих площадок должны были возвышаться заметные в центре города башни, на которых должны были встать памятники героям революции
  • эти площадки были предусмотрены как островки безопасности на случай движения по мосту колонн военной техники после парада на Красной площади или колонн праздничных демонстрантов

Автором этих памятников должна была стать скульптор В.Мухина. Эти башни с памятниками должны были гармонировать с колонной в память Чапаева и Щорса, которая должна была подняться на месте снесенного храма Василия Блаженного.

Happy
Happy
2
Sad
Sad
0
Excited
Excited
0
Sleepy
Sleepy
1
Angry
Angry
0
Surprise
Surprise
0
Оцените статью
Добавить комментарий