Ответы на интернет-викторину «Знатоки родного края»

Этнография на территории России набирает всё большую популярность и это немаловажно для народонаселения страны, так как в современном мире начинают забывать многие традиции, связанные с родным этносом, а некоторый малочисленный этнос вообще исчезает. Поэтому чем больше (по нашему мнению) будут появляться подобные викторины, тем больше людей вспомнят своих предков.

Знатоки родного края — ответы на интернет-викторину

Викторина охватывает в своих 10 вопросах достаточно много народностей (татары, иудеи, башкиры, белорусы, марийцы, немцы,русские, удмурты, украинцы, чуваши), да и сами вопросы оказались не очень лёгкими. Викторина проводилась на базе детского центра туризма «Меридиан», Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, сайт: ufameridian.ru

Поэма и первый татарский 3D мультфильм

Вопрос 1. Как называется первый татарский 3D мультфильм, созданный по мотивам одноименной поэмы? Кто автор этой поэмы? Изложите краткое содержание.

Шурале — первый татарский 3D-мультфильм и одно из самых известных произведений татарского поэта Габдуллы Тукая.
Краткое содржание «Шурале»:
В лес, который растёт недалеко от Казани за дровами отправился один молодой, умный и хитрый джигит, а дело было ночью.
Когда джигит рубил дрова, то из леса к нему Шурале (это мифическое существо дух леса) вышел. Любил Шурале людей в лесу до смерти щекотать.
Предложил Шурале джигиту игру в щекоткею Знал джигит, что просто так не уйти, поэтому согласился играть, если Шурале ему поможет бревно погрузить на телегу.
Шурале согласился и когда взялся за бревно, то пальцы в щель попали, джигит клин из щели выбил и пальцы защемило в бревне.
Джигит, а звали его Былтыр (что по русски В_году_минувшем) быстро уехал из леса.
Собрались сородичи Шурале, спрашивают что случилось. Шурале ответил:
«Былтыр (В_году_минувшем) прищемил пальцы».
Сородичи только посмеялись над Шурале:
«Если в году минувшем прищемил пальцы, почему же в этом году плачешь?»

Популярная мелодия — метоним иудея

Вопрос 2. Как называется популярная мелодия, считающаяся метонимом иудея? Что вам о ней известно?

Хава нагила — именно так называется настолько любимая еврейским народом популярная мелодия, что по всему миру считается его неофициальным гимном. Написанна собирателем фольклора Авраамом Цви Идельсоном в 1918 году на древнюю хасидскую мелодию. Впервые представленная Идельсону мелодия «Хава нагила» в 1915 году существенно отличалась от той заводной мелодии, которую мы сегодня все знаем. Она звучала гораздо медленнее и плавнее, да и ритм имела совершенно иной. А слова у этой песни появились ещё позже, в 1917 году.

Менталитет башкирского народа одним словом

Вопрос 3. В основе менталитета башкирского народа можно выделить такие черты как почтительное отношение к родному языку, родителям и старшим, трудолюбие и бережливость, уважительное отношение к мнению большинства, исходящего из религиозных канонов мусульманства, любовь к родной земле и готовность ее защищать, скромность, справедливость, взаимная помощь и поддержка. Назовите все это одним словом. Что вам об этом известно?

Намыс — дословно это слово на русский язык можно перевести как совесть, но на самом деле оно имеет намного расширенное понятие, суть его: человечность, совестливость, умение всегда и везде помогать ближнему, уважение к старшим, гостеприимство, почтительное отношение к женщине.
Само слово намыс (нэмыс, намус) понятие древнетюркское, ему много тысяч лет, его можно либо приобрести, либо потерять, включает в себя: честь, совесть, воспитание, мудрость, профессионализм в благом деянии, невинность, щедрость, авторитет, умение правильно высказываться и т.д. Намыс может принадлежать как одному человеку, так и целому роду, даже государству. Считалось, что потерявшие намыс могут этим навредить намысу других в обществе, по-этому — потеря намыса человеком считалось всегда позором, потерявшие его считались в народе презираемыми изгоями. Намыс, адеты и тёре у тюркских народов существовали ещё намного ранее Ислама, однако нисколько не противоречили и не противоречат его правилам.

Соломенный головной убор этноса в Иглинском районе Башкортостана

Вопрос 4. Этот соломенный головной убор был распространен в XVII-XIX вв. как среди крестьян, так и горожан. В настоящее время он являются частью национальной одежды переселенцев, большая часть которого проживает в Иглинском районе нашей республики. Какому этносу принадлежал этот головной убор и как он назывался в народе?

Брыль — традиционная соломенная или войлочная широкополая шляпа у белорусов и украинцев. Форма могла быть как круглой, так и треугольной
Соломенные шляпы (брыли) в XVII—XIX вв. были летним головным убором крестьян, горожан и даже среднезажиточной шляхты на селе. Они использовались вместе с лёгкими шляпами из ткани синего цвета. Соломенные шляпы плелись из ржаной или пшеничной соломы, реже — из камыша. Зажиточное дворянство в XIX в. отказалось от соломенной шляпы.
Уникальным Иглинский район делает этнос — многочисленные белорусы, наследие великого столыпинского переселения. Некоторые белорусские села имеют выраженные прибалтийские названия. Удивительно, но маленькая уральская Белоруссия находится в двух шагах от огромного миллионного мегаполиса — от уфимского окраинного района Шакши до Балтики ехать ближе, чем в центр самой Уфы.

Инструмент которым марийские невесты приглашали женихов из соседних селений

Вопрос 5. Каждую весну марийские невесты поднимались на гору и с помощью этого инструмента приглашали женихов из соседних селений. Назовите этот инструмент. Какие разновидности этого инструмента вам известны?

Пуч (рог) — древнейшим амбушюрным духовым инструментом народа мари, группа старинных деревянных духовых музыкальных инструментов марийцев, род натуральной деревянной трубы с прямым стволом и коническим раструбом.

Шыже пуч (шыжевуч) или Ӱдырвуч – марийский духовой музыкальный инструмент, или как его еще называют «девичья труба» — делается из можжевельника, ольхи, березы или липы. Прежде был в некоторых районах обычай, что девушки достигшие брачного возраста, поднимаются на возвышенное место (гору,холм) или просто во дворе и наигрышами на шыже пуче (девичьей трубе)возвещают о своей готовности к замужеству, то есть о своем вступлении в число невест.

Сÿрем пуч (урожайная или праздничная труба) — труба праздника Сӱрем, разновидностью шыже пуч, или тöтрöт пуч, является сÿрем пуч (урожайная труба) более крупного размера, длиной 1,5- 2 метра, диаметр узкого конца 2,5-3 см, широкого – 4-5 см. Для изготовления сÿрем пуча выбирают прямую, молодую липу с наименьшим количеством сучков, несколько изогнутым стволом у основания.

Тӧтыретпуч — труба величиной 100—150 см (диаметр раструба 10—18 см, амбушюрной части — 3—6 см) — это сугубо сигнальный инструмент. На нём играли мужчины, оповещая жителей разбросанных лесных марийских поселений о нападении врагов, военных сборах, позднее — для переговоров друг с другом. Диапазон — до 2 октав натурального звукоряда. Звук сильный, слышен на далёкие расстояния.

Фильм традиционно в новогоднюю ночь смотрят в Германии

Вопрос 6. Традиционно в новогоднюю ночь россияне смотрят фильм «Ирония судьбы». Но, оказывается, в Германии есть тоже такая традиция. Как называется фильм и о чем в нем идет речь?

Dinner for one или «Ужин на одного» — это короткий юмористический скетч. В ленте всего два персонажа — английская аристократка мисс Софи, празднующая свой 90-й день рождения, и ее дворецкий Джеймс. Их сыграли британские комики Фредди Фринтон и Мэй Уорден.
Сюжет фильма «Ужин на одного»:
Престарелая дама из аристократических кругов, мисс Софи, собирает вечеринку, на которой присутствует только она и её дворецкий, Джеймс. Ужин состоит из нескольких смен блюд, хозяйка поднимает бокалы, произносит тосты, а дворецкий изображает отсутствующих (по причине смерти, ведь хозяйке уже 90 лет) друзей мисс Софи и выпивает за них. Каждая сцена предваряется диалогом:
— Та же процедура, что в прошлом году, мисс Софи?
— Та же процедура, что и в каждом году, Джеймс

Образ коня в русской избе

Вопрос 7. Образ коня широко используется в русских сказках, песнях пословицах и поговорках. Как и почему образ коня использовался при строительстве русской избы?

«Коньки» или «охлупень» на крышах русских изб отнюдь не случайны и первоначально ставились вовсе не для красоты. Конь считался священным животным, связанным со светлыми Богами, и хранил человека от сил зла. Славяне верили, что солнечный диск несёт по небу колесница, запряжённая тройкой лошадей. В пословицах и поговорках нашли отражение терпение, выносливость лошадей

Стихотворение из которого создали поэму и символ республики

Вопрос 8. Это стихотворение известного русского поэта послужило толчком к написанию известной национальной поэмы, название которой стало символом республики, граничащей с Башкортостаном. Как называется национальная поэма и кто ее автор? Как название поэмы отражено в символике республики?

Цветок печальный с этих пор
Любови дорог; сердце бьется,
Когда его приметит взор.
Он незабудкою зовется;
В местах сырых, вблизи болот,
Как бы страшась прикосновенья,
Он ищет там уединенья,
И цветом неба он цветет,
Где смерти нет и нет забвенья…

Италмас — символ Удмуртии. Италмас — цветок занесённый в Красную книгу. Купа́льница европе́йская, или Купальница обыкнове́нная— травянистое растение, произрастающее в Европе и западной части Западной Сибири в основном на опушках смешанных лесов, сырых лесных полянах и лугах; типовой вид рода Купальница семейства Лютиковые.
Поэма «Италмас» — классика удмуртской литературы. Эту поэму высоко оценили удмуртские и русские читатели, отечественные и зарубежные критики. Вместе с тем первоначально эта поэма Михаила Петрова не была ни понята, ни оценена по достоинству удмуртскими критиками. Считается также, что стихотворение М. Ю. Лермонтова «Незабудка», послужившее толчком к написанию удмуртской поэмы, жанрово определено как сказка. Исследователи удмуртской литературы отмечают также близость поэмы к романтическим балладам, подчеркивая фольклорную основу как один из главных пластов содержания.

Историческое событие, после которого украинские девушки вплели в венок чёрную ленту

Вопрос 9. После исторического события, описанного в одной из поэм Т. Шевченко, украинские девушки вплетали в венки черную ленту. Назовите это событие и название поэмы Т. Шевченко.

Колиивщина — восстание гайдамаков из числа православного крестьянского и казацкого населения на Правобережной Украине в 1768 году против крепостнического, экономического, политического, религиозного и национального гнёта в Речи Посполитой, спровоцированное несправедливой экономической, социальной, национальной и религиозной политикой элиты Речи Посполитой.
Восстанию посвящена поэма «Гайдамаки» Тараса Шевченко, оно упоминается и в других его произведениях.

Значение имени чувашской «Джульетты»

Вопрос 10. Что означает имя чувашской «Джульетты»?

Нарспи — стихотворное произведение Константина Иванова, написано на чувашском языке в конце 1907 — начале 1908 года. Это драматическая поэма, в которой желая наживы, Мигедер у которого дочь Нарспи, своими действиями привел все к полному краху. На его совести пять смертей. Нарспи влюблена в бедного Сетнера. Но отец сосватал её богатому старику.
Нарспи (чуваш. Нарспи) — чувашское женское имя дохристианского периода, которое этимологически восходит к чувашскому нарăс «февраль» + пи(ке) «госпожа», т.е. «госпожа февраля». Данным именем нарекались девочки, рождённые в феврале.

Happy
Happy
0
Sad
Sad
0
Excited
Excited
0
Sleepy
Sleepy
0
Angry
Angry
0
Surprise
Surprise
0
Любопытный
Оцените автора
Добавить комментарий