Викторина с ответами «Блокадный Ленинград»

27 января 2021 года, 77 лет назад (27 января 1944 г.) закончилась блокада Ленинграда, которая длилась 872 дня, этому событию и посвящена викторина.

Викторина Блокада Ленинграда с ответами

В современное время большой популярностью пользуются сайт, книги и прочие материалы о кулинарии, как приготовить популярные или экзотические блюда, где вкуснее покушать. А вот 77 с лишним лет назад (блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года) люди в блокадном Ленинграде искали любую еду, так как самое большое бедствие для жителей был голод. Об этом и не только в викторине ниже.

Вопрос №1

В отделе рукописей Публичной библиотеки удалось обнаружить уникальный документ, это так называемая «Поваренная книга Блокады». В нем рассказано, каким образом надо было приготавливать блокадную еду из малосъедобных суррогатов, из ремней и кожи, и других вещей, чтобы как-то попытаться выжить. В этом документе подробно объясняется способ приготовления напитка из хвои. С какой целью варили этот напиток в блокадном Ленинграде?

Приготовление витаминного напитка из хвои

Приготовление витаминного напитка из хвои
1. ЗАГОТОВКА И ХРАНЕНИЕ ХВОИ
Для приготовления хвойных настоев с высоким содержанием витамина С лучше всего заготовлять молодую хвою. Чтобы избежать потерь витамина, надо тотчас же готовить из нее настой. Но можно заготовить хвою и впрок. Хранить ее следует только на холоду или в кучах под снегом. В домашних условиях ветки с хвоей можно хранить несколько дней в банках с водой (как цветы).
2. ОЩИПЫВАНИЕ И РАСТИРАНИЕ ХВОИ
Нащипать руками 35-50 граммов (для одного человека) хвойных игол, обмыть их кипяченой холодной водой, а затем растереть или растолочь в деревянной (фарфоровой) посуде или просто на доске. Для обработки хвои нельзя применять железные, медные предметы (ножи, ножницы, мясорубки и т. д.) и металлическую посуду. Металлы быстро разрушают витамин С.
3. НАСТАИВАНИЕ ХВОИ
Для настаивания хвои употребляют стеклянную или фарфоровую посуду. Растертую хвою кладут в посуду, сразу же заливают одним стаканом теплой кипяченой воды и плотно прикрывают крышкой. В целях ускорения выделения витамина С из хвои в настой, воду подкисляют (на стакан воды берут половину чайной ложки одной из следующих кислот: лимонной, виннохаменной и соляной (аптечной) или две чайных ложки уксуса), Настой выдерживают в течение 2- З часов в прохладном, затемненном месте.
4. ПРОЦЕЖИВАНИЕ НАСТОЯ
После этого настой процеживают через вату или марлю и хвою отжимают. Напиток по вкусу сдабривают сахаром или сахарином, и он готов к употреблению.
5. ХРАНЕНИЕ НАСТОЯ
Хранить витаминный напиток более двух суток не рекомендуется. Температура хранения не должна превышать +10′.
6. ЗНАЧЕНИЕ ВИТАМИНА С
Витамины — необходимые вещества для жизни человека. Отсутствие их в пище приводит к тяжелым заболеваниям. Так отсутствие в пище витамина С ведет к заболеванию цингой. Ежедневная профилактическая (предупреждающая заболевание) человеко-доза витамина С определяется в 50 миллиграммов (для больных доза увеличивается). Иглы сосны, ели и других хвойных деревьев содержат зимой витамина С больше, чем многие овощи, плоды и ягоды. Например в лимоне витамина С содержится в пять раз меньше, чем в хвое. В 100 граммах хвои содержится 150 — 250 миллиграммов витамина С. Приготовление хвойного витаминного напитка просто и доступно каждому. Все должны научиться приготовлять и пить в зимне-весеннее время хвойный напиток, содержащий витамин С!

  • борьба с отечностью
  • борьба с цингой
  • борьба с голодом
  • борьба с несварением желудка

Наши предки использовали сосну, как средство против цинги, отхаркивающее средство, защита от микробов, и для борьбы с болью.

Вопрос №2

Какое первое задание получила Галя Сорокина, героиня рассказа С. Алексеева «Медицинское задание»?

  • стать медицинской сестрой
  • стать водяной сестрой
  • стать воздушной сестрой
  • принести воды

Идти на Неву за водой и было первым медицинским заданием Гали Сорокиной.
Посмотрели на Галю. Девушка стройная, крепкая, вид спортивный. Принесли, поставили перед Галей два ведра.
— Вот, — говорят, — для первого знакомства первое вам медицинское задание.
Смотрит Галя на вёдра. Понимает: что-то не то. Какое же задание медицинское с вёдрами?!

Вопрос №3

Перед вами разрез дерева. Какая часть считалась съедобной у ленинградцев в блокаду и называлась «березовой кашей»?

 

  • Кора
  • заболонь
  • луб
  • кора

В блокадные годы люди в прямом смысле слова… ели деревья! К относительно «съестным» породам относились ель, сосна, лиственница, береза, липа и осина. Съедобной частью считалась заболонь – промежуток между корой, лубом с одной стороны и ядровой сердцевиной – с другой.
Из заболони варили каши, ее высушивали, жарили, выпаривали, ее перемалывали и пекли хлеб. А отвары из иголок хвойных деревьев помогали хоть ненамного восполнить дефицит витамина С.

Вопрос №4

«…Надо сказать, что ленинградские рынки — особые: здесь не столько торгуют и покупают, сколько обмениваются продуктами» — пишет в своей книге «Говорит Ленинград» знаменитая ленинградская поэтесса О.Ф.Берггольц. Какой продукт на ленинградских рынках стал эквивалентом всех ценностей, на который можно обменять все остальные?

  • мясо
  • хлеб
  • масло
  • зерно

И самым важным для защитников города ресурсом стал знаменитый блокадный хлеб, на котором во многом и держалась оборона города. И именно кусочек хлеба во многом стал символом блокады.

Вопрос №5

» Из чего он только не выпекался — ленинградский блокадный хлеб! Разные были примеси. Добавляли к ржаной муке муку овсяную, ячменную, соевую, кукурузную. Применяли жмых — льняной, хлопковый, конопляный. Использовали отруби, проросшее зерно, мельничную пыль, рисовую шелуху и многое другое. По десять раз перетряхивали мешки из-под муки, выбивая возможное из невозможного…» — пишет С. Алексеев в рассказе «Блокадный хлеб». В начале октября 1941г Василий Иванович Шарков — заведующий кафедрой гидролизных производств Ленинградской лесотехнической академии предложил для выпечки хлеба использовать:

  • ветошь
  • опилки
  • гидроцеллюлозу
  • солод

В начале октября 1941 года заведующий отделом пищевой промышленности А. П. Клеменчук созвал в Смольном совещание. … В научной работе «Производство пищевой целлюлозы и белковых дрожжей в дни блокады» В. И. Шарков писал, что на разработку режима получения гидроцеллюлозы и приготовления опытного образца для испытания его в Центральной лаборатории Ленинградского треста хлебопечения сотрудникам ВНИИГСа дали только одни сутки!

Вопрос №6

Метроном (от греч. μέτρον «мера» + νόμος «закон») — прибор с маятником, отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами. Выберите правильное изображение метронома.

Метроно́м

  • вариант 1
  • вариант 2
  • вариант 3

Метроном — это прибор, отмечающий количеством ударов короткие промежутки времени, применяется в музыке для указания темпа и счета. Он исполнен из конусообразного короба (похожего на пирамиду) с механизмом внутри, из нижней части которого отходит стрелка-маятник, верхняя часть которой создаёт самый большой ход маятника.

Вопрос №7

Во время блокады в Ленинграде, практически единственным средством информации было радио. Передачи шли не круглосуточно, и в те моменты, когда не было эфиров, звучал метроном. Слыша звук метронома, жители блокадного Ленинграда, знали, что город жив. Сколько ударов в минуту отсчитывал метроном, чтобы жители поняли, что в городе пока все спокойно?

  • 150
  • 100
  • 50
  • 10

Такт в 50 ударов в минуту означал, что можно не волноваться, все спокойно. 150 ударов сигнализировали о тревоге, предупреждали о налетах (артобстрелах).

Вопрос №8

В основу повести Ю. Яковлева «Балерина политотдела» легла подлинная история. В марте 1942г. балетмейстер Аркадий Обрант организовал при политотделе 55-й армии танцевальную группу из воспитанников Ленинградского Дворца пионеров. В конце самой страшной – первой – блокадной зимы Обрант пришел в город разыскивать учеников и нашел их: истощенных, ослабевших, потерявших родных и близких, один и вовсе уже не мог ходить. Но 30 марта 1942 года в зале местной школы состоялся их первый концерт перед зрителями – сандружинницами и врачами. Так начался их вклад в Победу. Ребята дали на фронте 3000 концертов. Позже они были награждены медалями «За оборону Ленинграда». Какое прозвище было дано главному герою повести Борису Корбуту?

  • киндерсюрприз
  • киндерлейтенант
  • киндертанцор
  • киндерпевец

После этого концерта детей почти на месяц отправили подлечиться в госпиталь, а за Обрантом закрепилось прозвище Киндер-лейтенант.

Вопрос №9

Новогодняя полночь снова
В осаждённый город пришла,
Как посланница края родного,
Хороша, строга и светла.
Снег на шлеме её синеет,
На тулупе – звёздный узор,
И клубится, и блещет за нею
Невозможный российский простор,
—Тот простор без конца, без огляда,
Неразгаданный сказочный, свой,
Тот, который давно в Ленинграде
Называют большою землёй…

Встрече какого года посвятила Ольга Берггольц это стихотворение?

  • 1945
  • 1942
  • 1944
  • 1945

Дыханием несомненной грядущей победы овеяна встреча сорок четвертого года. Но победа требовательна. Она уйдет от нас, если мы ослабим свои усилия для ее достижения. Только мы сами знаем, какого отдыха мы все уже заслужили, но враг еще не добит, и мы должны напрячь все силы, чтобы добить его. Мы добьем врага. Мы верим в самих себя, и с этой верой в свои силы каждый из нас встречает новый, сорок четвертый год.

Вопрос №10

«Неожиданно музыка резко изменилась. В ней слышались теперь тревога и боль. Порою возникали иные – радостные звуки, но они скоро снова угасали. Казалось, на них давит непомерная тяжесть. И как-то сам собою возник в памяти вокзал, заплаканная Галка и жмущаяся к моим ногам, присмиревшая, понимающая все собака…В музыке нарастали леденящие, надрывные звуки…Передо мной снова был отец с застывшими навсегда, обращенными в потолок глазами; снег, хрустящий под полозьями санок, на которых я с отцом Пети Ершова везу гроб, везу в последний путь своего папку…» — так описывает Вовка, главный герой повести В. Дубровина «Мальчишки в сорок первом», знаменитое произведение Д. Шостаковича. Немцы обезумели, услышав его. Они-то считали, что город мертвый, а здесь играет оркестр, звучит прекрасная музыка, которая дает силы жить и бороться. О каком произведении идет речь?

  • пятая симфония Д. Шостаковича
  • шестая симфония Д. Шостаковича
  • седьмая симфония Д. Шостаковича
  • восьмая симфония Д. Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича имеет подзаголовок «Ленинградская». Но больше ей подходит название «Легендарная».

Вопрос №11

Звонки на набережной! Слышишь?
Трамвай пошёл, трамвай идет!
Подножка только стала выше,
А может быть, наоборот
—Не ты ли сам стал ниже ростом,
Ты, пассажир блокадных дней?
Войти в трамвай тебе не просто,
А выходить ещё трудней.
Тебя качает даже ветер
Над неоттаявшей Невой,
И ноги — слабые, как плети.
Такие у меня самой.
Трамвай идет! Какое счастье!
Ты едешь, ты купил билет!
А львы, раскрыв литые пасти,
С Невы трамваю смотрят вслед.
А враг ещё лютует пуще
—Бомбит, обстреливает враг…
Но всё-таки трамваи пущены,
Хотя в кольце наш Ленинград.

Назовите фамилию автора стихотворения.

  • В. Вольтман-Спасская
  • О. Берггольц
  • В. Инбер
  • А. Ахматова

Варвара Вольтман-Спасская, жившая на 2-й линии, выпустила это стихотворение сборнике «В кольце»

Вопрос №12

«Неустрашимый» — его прозвали. Действительно был он отважным. Он это ленинградский трамвай… Но вот к концу 1941 года совсем плохо стало с электроэнергией в Ленинграде. Всё реже и реже выходит трамвай на линии. В январе 1942 года остановился, заглох трамвай. Замерли стрелки. Ржавеют рельсы.— Остановился!— Всё! Оборвалось что-то в душе у ленинградцев. Уходило с трамваем многое.Истощены, измучены блокадой и голодом ленинградцы. И всё же:— Восстановим, пустим трамвай, — сказали. Пустить трамвай — это значило: надо добыть топливо для городской электростанции. Достали его ленинградцы…» — пишет в рассказе «Трамвай» С. Алексеев.

Что в качестве топлива жители блокадного Ленинграда использовали для выработки электроэнергии, чтобы запустить трамвай?

  • уголь
  • дрова
  • мусор и отходы
  • нефть

Работники электростанции собирали остатки топлива с эвакуированных или бездействовавших предприятий. Был разрешен снос всех деревянных построек в черте города – за две недели «на дрова» разобрали 279 строений. Тогда же частично разобрали деревянный саркофаг Медного всадника, на оставшихся досках появилась надпись: «Ему не холодно, а мы согреемся».

Вопрос №13

«Зимой 1941 года морозы в Ленинграде стояли на редкость сильные. Ленинград в блокаде. С топливом очень плохо…Морозы стоят на улице. Промёрзла, продрогла, от морозных ожогов кричит квартира. На окнах из снега нарост ледовый. Посмотришь на эти окна — от вида холод уже берёт. Стены в инее. В инее потолок. Пол, представьте, и этот в инее. Повернёшься кругом, взглядом пройдёшь по комнате — словно не комната это вовсе, а попал ты, как мамонт, в лёд» — так описывал С. Алексеев в рассказе «Бабушка» состояние города в блокадную зиму. Большую роль тогда сыграли отопительные комнаты.

Для чего они были нужны?

  • отогревать людей
  • отогревать воду
  • отогревать здания
  • отогревать инструменты

Возможно ошибка в ответе, если вы что-то знаете об отопительных комнатах в блокадном Ленинграде и для чего они использовались, сообщите в комментариях.

Вопрос №14

«Малютка» — это танк Т-6О. Он и вправду малютка по сравнению с другими советскими танками. Экипаж такой боевой машины состоял всего из двух человек. Но «Малютки» наравне с другими танками помогали прорывать фашистское окружение под Ленинградом. В этих боях прославились «Малютки». Меньше они размером. Увёртливее. А места под Ленинградом сырые, болотистые, а небольшим танкам держаться на болотистом, топком грунте легче.Особенно отличился танк, командиром которого был лейтенант Дмитрий Осатюк, а механиком-водителем — старшина Иван Макаренков». О подвиге советского танка «Малютка» написал С. Алексеев в одноименном рассказе.

Какой русской пословицей характеризовали этот танк батарейцы?

  • Сто раз отмерь, один раз отрежь
  • Старый конь борозды не портит
  • Мал золотник, да дорог
  • Сам маленький, подвиг большой.

Танк Т-6О. Он и вправду малютка по сравнению с другими советскими танками. Экипаж такого танка состоял всего из двух человек. Прославились в этих боях «Малютки». Меньше они размером. Увёртливее. Места под Ленинградом сырые, болотистые. Мал золотник, да дорог! Говорили тогда бойцы.

Вопрос №15

В декабре 1941 года в Ленинграде оставались десятки тысяч детей. Они наравне со взрослыми испытывали голод и холод первой блокадной зимы, ужас от бесконечных артобстрелов города. В город привезли тысячу новогодних деревьев. А по Ладоге шофер Максим Твердохлеб под обстрелом вражеских истребителей (его машина получила 49 пробоин!) доставил с Большой земли мандарины. Чтобы дети Ленинграда могли встретить Новый год. А еще для них были организованы праздничные обеды и даже подарки. В повести В. Дубровина «Мальчишки в сорок первом» описано это событие: «…Женщина в белом халате раскладывала по столу пакеты из блестящей зеленой бумаги. «Неужели там тоже съедобное?». Я сразу раскрыл свой пакет. Вот это да! Вот это Новый год! В пакете … . Таких подарков я за всю жизнь не видывал!».

Что было в подарочных пакетах?

  • два пряника
  • два пряника и три конфеты
  • два пряника, три конфеты и два мандарина
  • два пряника, три конфеты, два мандарина и банан

…два пряника, три конфеты и два настоящих… мандарина. Таких подарков я за всю жизнь не видывал!

Вопрос №16

В блокадном Ленинграде в 1943 году издали «Сказку о рыбаке и рыбке».

Какое количество экземпляров было издано?

  • 70000 экземпляров
  • 80000 экземпляров
  • 90000 экземпляров
  • 100000 экземпляров

В блокадном Ленинграде в 1943 году издали «Сказку о рыбаке и рыбке» тиражом 90 тысяч экземпляров.

Вопрос №17

Что общего было у Вали Зайцевой, героини рассказа Ю. Яковлева «Девочки с Васильевского острова» с Таней Савичевой?

  • место рождения
  • голос
  • почерк
  • возраст

— У нас все общее. И улица, и школа. У нас есть хомячок. Он набьет щеки…
Я заметила, что они не верят мне. И чтобы они поверили, выпалила:
— У нас даже почерк одинаковый!
— Почерк? — Они удивились еще больше.
— А что? Почерк!
Неожиданно они повеселели, от почерка:

Вопрос №18

«Невзирая на общий бойкот, Вовочка по-прежнему провожал меня домой,тихонько подкладывал в парту красивые старинные открытки, изредка совал коротенькие записочки: «Я тебя люблю», или «Ты красивая». И — что было самым невероятным — за обедом приберегал для меня свой компот! …Через год мы расстались с ним — Вовочка перешел учиться в другую школу. А сейчас, когда мой сын старше Вовочки на три года, мне думается:сколько истинного благородства было в этом голодном малыше! Он уже тогда был настоящим мужчиной: пронес свои чувства сквозь издевательства и насмешки».

Сколько лет было блокадному рыцарю из повести Э. Фоняковой «Хлеб той зимы»?

  • 6
  • 8
  • 10
  • 12

А сейчас, когда мой сын старше Вовочки на три года, мне думается: сколько истинного благородства было в этом голодном восьмилетнем малыше! Он уже тогда был настоящим мужчиной: пронес свои чувства сквозь издевательства и насмешки. Простил меня, предавшую его…

блокада Ленинграда

Happy
Happy
2
Sad
Sad
2
Excited
Excited
1
Sleepy
Sleepy
1
Angry
Angry
2
Surprise
Surprise
5
Оцените статью
Добавить комментарий

  1. филиппова

    очень хорошаявикторина

    Ответить
  2. Жанна

    Кому понравилась викторина, может поучаствовать в оригинальной версии викторины на сайте «Библиотечные акции 2023» и получить диплом. А не поддерживать воров.

    Ответить
    1. Любопытный автор

      Вы хотя бы год публикации посмотрите, эта викторина была 2 года назад, если вы решили несколько вопросов повторить, ваши проблемы… Могли бы что-то новенькое придумать…

  3. Калинина

    Молодцы. Спасибо за такую замечательную викторину. Томская область. Калинина Нина Никитична.

    Ответить