Ответы на вопросы — Большой этнографический диктант 2020 года:
- Кировская область
- Автор книги «Историко-географическое описание северной и восточной частей Европы и Азии» Ф.И. Страленберг (1676-1747) видел в удмуртах потомков античного народа:
- Праздничная скатерть у удмуртов называется:
- В традиционном русском костюме Вятской губернии «боси(я)ки» – это:
- Коми-пермяцкими являются гидронимы (названия водных объектов) с корнем:
- В каком году известный этнограф Д.К. Зеленин (1878-1954) совершил первую экспедицию в Вятскую губернию:
- Во время какого языческого праздника исполняли следующую песню:
- Пеледыш пайрем – это:
- Как называется этнографическая группа казанских татар, проживающая на территории Кировской области?
- В вятском говоре «фып» – это:
- С кем сравнивал собиратель XIX в. И. Мултановский некоторых жителей Вятской губернии:
Кировская область
Кировская область – одна из крупнейших в Нечернозёмной зоне России, расположена на северо-востоке Европейской части страны. Расстояние до Москвы – 896 км. Это единственный регион, который граничит с 9 субъектами Российской Федерации.
Автор книги «Историко-географическое описание северной и восточной частей Европы и Азии» Ф.И. Страленберг (1676-1747) видел в удмуртах потомков античного народа:
- Арифмеев
- Гипербореев
- Скифов
«Собственно исследователей, стоявших у истоков научного изучения прошлого удмуртов, вопрос формирования картины их расселения занимал лишь в плоскости выявления «древней» территории, которую покинуло «вотское племя» прежде чем очутилось в междуречье Вятки и Камы. Так, Ф.-И. Страленберг видел в удмуртах потомков античных аримфеев». Источник: Чураков В.С. Расселение удмуртов в Вятско-Камском регионе в X-XVI вв. // Иднакар: методы историко-культурной реконструкции. 2007. № 2 (2). С. 80.
Правильный ответ: Арифмеев
Праздничная скатерть у удмуртов называется:
- Гордэн
- Жоккышет
- Кабачи
Кабачи — удмуртский женский свадебный нагрудник; гордэн — рельефная вышивка на рукавах удмуртского женского костюма; жоккышет — праздничная скатерть.
Правильный ответ: Жоккышет
В традиционном русском костюме Вятской губернии «боси(я)ки» – это:
- Кафтан
- Берестяные лапти
- Головной убор
Из словаря наиболее употребительных в вятских говорах слов: «боси(я)ки»- берестяные лапти. Источник: Энциклопедия земли Вятской. Т. 8. Этнография, фольклор. Киров: Областная писательская организация, 1998. С. 265.
Правильный ответ:Берестяные лапти
Коми-пермяцкими являются гидронимы (названия водных объектов) с корнем:
- Ва
- Вай
- Чум
Коми-пермяцкими являются гидронимы с корнями на ва –вода, шор- ручей и др. Удмуртские по происхождению гидронимы содержат корни вай-приток, чум- шалаш, избушка. Источник: Энциклопедия земли Вятской. Т. 8. Этнография, фольклор. Киров: Областная писательская организация, 1998. С. 277.
Правильный ответ: Ва
В каком году известный этнограф Д.К. Зеленин (1878-1954) совершил первую экспедицию в Вятскую губернию:
- 1899 г.
- 1900 г.
- 1901 г.
Д.К. Зеленин совершил первую экспедицию в Вятскую губернию в 1901 г. Материалы по говорам, фольклору, этнографии, собранные им в поездках по краю в 1901-1909 гг. послужили основой многих его работ. Источник: Энциклопедия земли Вятской. Т. 8. Этнография, фольклор. Киров: Областная писательская организация, 1998. С. 613.
Правильный ответ: 1901 г.
Во время какого языческого праздника исполняли следующую песню:
Еще нонче-то страшные вечера, Да что страшные вечера, Васильевские. Илею! Ходит кисурка По кухоньке. Илею! Зовет кисурка котика В конурку спать. Илею! Кому эта песенка достанется, Тому сбудется, не минуется, Тому спать добро, почивать добро. Илею!
- Святки
Зимнее солнцестояние издавна считалось началом отсчета нового солнечного года и период с 25 декабря (7 января) по 6 (19) января в народе назывался Святками. Святочные обходы домов, колядование были типичны для всей Вятской губернии. Источник: Энциклопедия земли Вятской. Т. 8. Этнография, фольклор. Киров: Областная писательская организация, 1998. С. 293-296.
Правильный ответ: Святки
Пеледыш пайрем – это:
- Коми-пермяцкий праздник «Чудо»
- Татарский праздник добра
- Марийский «Праздник красного цветка»
Марийский «праздник красного цветка» — национальный праздник в республике Марий Эл и на территориях расселения марийцев. Изначально созданный как советский праздник на замену традиционным религиозным, сегодня символизирует весенне-летнее возрождение природы и служит воспитанию патриотизма к малой родине. В настоящее время празднуется в третью субботу июня.
Правильный ответ: Марийский «Праздник красного цветка»
Как называется этнографическая группа казанских татар, проживающая на территории Кировской области?
Нукратские (чепецкие, нухратские, каринские) татары.
Нукратские (чепецкие, нухратские, каринские) татары (тат. нократ татарлары) — этнографическая группа казанских татар. Название происходит от наименования села «Нократ» (ныне с. Карино Кировской области), бывшего весьма крупным татарским населенным пунктом с укрепленным городищем — центром Каринского княжества.
Правильный ответ: Нукратские (чепецкие, нухратские, каринские) татары
В вятском говоре «фып» – это:
Глаза
Пыль
Снегирь
Из словаря наиболее употребительных в вятских говорах слов: «фып, фыпик»- снегирь. Источник: Энциклопедия земли Вятской. Т. 8. Этнография, фольклор. Киров: Областная писательская организация, 1998. С. 266.
Правильный ответ: Снегирь
С кем сравнивал собиратель XIX в. И. Мултановский некоторых жителей Вятской губернии:
Надо выбрать из представленных значений: Баранники, Красносанцы, Мосольники
- Нолинцы
- Сарапульцы
- Яранцы
Дореволюционные исследователи и собиратели вятского фольклора, в частности пословиц, подчеркивали, что вятчане нередко ироничны в своих самоооценках: «Вятские- ребята хватские, семеро одного не боятся». Сатирический портрет «вятчан», наряду с «пошехонцами», предстает как в присловьях, так и в пословице: «Толоконники реку солили, колокол из лыка плели, гуще на аршин меряли». Как отмечал собиратель XIX в. И. Мултановский: «Яранцы- красносанцы», «чистоплюи»,- правда – в Яранском уезде народ живет: «форсит-одевается и колошу не сморкается». «Нолинцы-баранники» (по торговле). «Сарапульцы- мосольники» (мослы- кости). Источник: Энциклопедия земли Вятской. Т. 8. Этнография, фольклор. Киров: Областная писательская организация, 1998. С. 544.
Правильный ответ: Баранники Нолинцы; Яранцы — Красносанцы; Мосольники — Сарапульцы.